Действия группы чиновников правительства Москвы, рассчитывающих с помощью аукционов переделить рынок наружной рекламы в городе в пользу крупнейших медиахолдингов, уничтожат малый и средний рекламный бизнес не только в столице, но и по всей стране. Об этом говорится в обращении к мэру Москвы Сергею Собянину, принятому по итогам совместной пресс-конференции представителей "ОПОРы России", "Деловой России" и Московской рекламной гильдии.

26 апреля Государственная дума РФ во втором чтении рассмотрит поправки в закон "О рекламе" депутата Виктора Звагельского, которые "создают условия для чиновничьего передела рынка наружной рекламы, так как исключают меры по поддержке малого и среднего бизнеса", заявил на пресс-конференции представитель комиссии по рекламе общественной организации "ОПОРА России" Роман Дубинин. "Хотя авторы поправок за последние недели уже третий раз переписывают текст, подготовленный ко второму чтению, но нормы по поддержке малого и среднего бизнеса до сих пор отсутствуют, - рассказал он. - Правительство и государственно-правовое управление президента раз за разом дают отрицательные отзывы на каждую последующую версию законопроекта Звагельского. Однако вместо того, чтобы учесть эти замечания, московские рекламные чиновники и депутат Звагельский надеются, что им удастся протащить свою редакцию с минимальными изменениями".

По данным участников пресс-конференции, рынок наружной рекламы в Москве на 60% состоит из предприятий малого и среднего бизнеса, которых сегодня более 100. Наряду со смежными производствами они обеспечивают занятость порядка 50 тысяч человек. Высокий уровень конкуренции, который эти компании обеспечивают на данном рынке, является барьером для роста цен на услуги, потребителями которых на 65% также является малый и средний бизнес.

"Отсутствие мер по поддержке малого и среднего бизнеса уже привело к тому, что результатом открытых аукционов, которые прошли в конце 2012 года в Казани, стал передел рынка наружной рекламы в пользу нескольких иностранных компаний, - рассказал руководитель отраслевого отделения по рекламе "Деловой России" Илья Котов. - Единовременная выгода обернулась для администрации Казани банкротством массы малых и средних компаний, снижением налоговых поступлений в бюджет, ростом безработицы и социальной напряженности. Доля небольших фирм упала до 1% от общего количества конструкций, а цены на размещение рекламы при этом выросли в три раза, что сделало недоступным продвижение товаров российских производителей".

"Законопроект Звагельского предоставляет чиновникам безграничные права и не предусматривает никакой ответственности за их действия, - отметил председатель президиума коллегии адвокатов "Карабаев и партнеры" Сергей Карабаев. - Если этот документ будет принят, чиновники смогут в любой момент поставить под свой контроль любой бизнес на рынке наружной рекламы вне зависимости от его размера и наличия иностранного участия. Изменив схему территориального планирования и выплатив компании смехотворную компенсацию за снос конструкций, чиновник в любой момент может уничтожить рекламную сеть любой компании. Вместо улучшения конкурентной среды законопроект провоцирует "антиконкурентное поведение чиновников".

С тем, что малый и средний бизнес в наружной рекламе необходимо поддержать, согласны все ведомства, отметила председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк. "В отзыве на законопроект московских чиновников за подписью руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева прямо говорится, что ведомство считает недопустимым рассмотрение этого документа без учета мер по поддержке малого и среднего бизнеса", - заявила Матысяк.

"Удивляет настойчивость, с которой поправки Звагельского тащат на второе чтение, хотя в Думе сейчас находится гораздо более проработанный законопроект Кобзона-Комоедова, - отметил председатель ассоциации работников рекламы самарской области Леонид Севастьянов. - Помимо мер по поддержке малого и среднего бизнеса в нем подробно прописаны требования к упорядочению рекламных конструкций, схемам размещения рекламы, получившие положительный отзыв правительства, подписанный Вячеславом Володиным".

Действия столичных чиновников от рекламы идут вразрез с политикой президента Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина, отметил Дмитрий Крючков из "Деловой России". "Владимир Путин говорит о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, а Сергей Собянин не раз подчеркивал, что Москва заинтересована в том, чтобы небольшие компании работали не только в торговле, но во всех сферах бизнеса в городе, - подчеркнул Крючков. - Глава же департамента СМИ и рекламы правительства Москвы Владимир Черников прямо в Думе на заседании рабочей группы по доработке законопроекта открыто заявляет, что понятия малого и среднего бизнеса в нашей рекламе нет, потому что нет критериев, по которым он может определить малый и средний бизнес в этой отрасли. По его мнению, нет и проблемы в массовых увольнениях сотрудников в российских компаниях, которые сойдут с дистанции на торгах, потому что это нормальное перетекание капиталов".

По итогам пресс-конференции ее участники приняли обращение к мэру Сергею Собянину и заместителю главы администрации президента Вячеславу Володину, в котором просили не допустить принятия "закона о переделе рекламного рынка". Объединения предпринимателей "ОПОРА России", "Деловая Россия" и Московская рекламная гильдия при Московской торгово-промышленной палате просят поддержать малый и средний бизнес в наружной рекламе, сохранить конкурентную среду и кадровый потенциал в отрасли.