Дефицит сжиженного газа в регионах уже заметен: эксперт
Москва, 22 апреля, 2013, 15:09 — ИА Регнум. Новая схема поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) для коммунально-бытовых нужд, введенная Минэнерго с 1 марта, поставила ряд регионов перед угрозой дефицита газа. При этом компенсировать нехватку за счет покупки топлива на свободном рынке газораспределительные организации регионов не считают возможным: цены на этом рынке с апреля пошли в рост из-за начала сезона экспортных поставок, тогда как конечная цена газа для населения ограничена тарифами.
"Дефицит СУГ для коммунально-бытовых нужд уже ощущают во многих регионах страны, потребляющих сжиженный газ", - заявил в интервью ИА REGNUM гендиректор ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока "Сибдальвостокгаз"
Только в Алтайском крае потребителями сжиженного газа являются более 1 млн человек, о чем указал губернатор этого региона
Причиной неожиданно возникшего дефицита участники рынка называют изменение с 1 марта Минэнерго схемы поставок балансового газа, идущего на нужды населения. "Раньше половину газа мы получали на Омском и
В Минэнерго объясняли изменение схемы поставок необходимостью навести порядок в распределении балансового газа. В ведомстве исходили из предположения, что газораспределительные организации (ГРО), получая этот газ по регулируемым ФСТ ценам, продают его по рыночным и не населению. Однако участники рынка полагают: новая схема "привязки" ГРО к заводам-производителям не решает эту проблему. А подготовка газовых хозяйств регионов к приему танк-контейнеров потребует как масштабных инвестиций (только в Алтайском крае они оцениваются суммой в 245 млн рублей), так и времени, тогда как с угрозой дефицита регионы столкнулись уже сейчас.
Отсутствие технической возможности принимать танк-контейнеры - только одно, хотя и существенное, последствие новой схемы распределения балансового газа. Второе последствие - резкое повышение затрат на транспортировку СУГ от нового поставщика-производителя до газонаполнительных станций региона.
В Минэнерго на совещании, посвященном проблеме надвигающегося дефицита, высказали предположение: рост транспортных издержек могли бы компенсировать администрации регионов двумя путями - увеличив тариф для населения либо предоставив ГРО бюджетные дотации. "Только с учетом повышения транспортных затрат тариф нужно было бы увеличить на 26,7%, при этом рост платы населения за коммунальные услуги в 2013 году ограничен планкой в 6%", - говорит Дмитрий Липпа.
"Экспорт разогревает цены на СУГ с апреля по ноябрь, когда зарубежные партнеры заводов-производителей запасаются газом. Если в декабре-марте цены свободного рынка практически равны установленным ФСТ (сегодня это 10,3 тыс. рублей за тонну балансового газа), то к концу экспортного сезона они достигают 18-20 тыс. рублей. Закупка регионами газа в период низких цен невозможна из-за отсутствия достаточных мощностей для хранения газа", - утверждает Андрей Румянцев.
"Ни один производитель СУГ, с которым мы обсуждали тему, не готов гарантировать нам стабильные цены по долгосрочным контрактам, а такие скачки цен на рынке при утвержденном конечном тарифе - верный путь к банкротству ГРО", - добавляет Дмитрий Липпа.
Выбор, как полагают в "Сибдальвостокгазе", невелик: либо существенно увеличить тарифы для населения, либо ограничить пошлинами экспорт, направить газ на внутренний рынок и стимулировать его использование и переработку внутри страны. С последним тезисом согласны и промышленные переработчики СУГ - в частности, производитель каучука "
В поддержку идеи корректировки существующей формулы расчета экспортных пошлин на СУГ выступил и президент Татарстана