Департамент ЖКХ города Москвы под руководством Андрея Цыбина планирует закупить почти 1 млн. тонн противогололедных реагентов на сумму 10,7 млрд. руб. Три года назад власть на эти же цели тратила сумму почти в десять раз меньше ныне заявленной, пишет "МК".

Издание напоминает, что до 2010 года порядок расчистки московских улиц от снега и льда регламентировал особый документ - "Технология зимней уборки...", - который представлял собой описание подготовки столичных улиц к снегопаду: в какой момент дорожникам лить жидкий реагент и в какой - посыпать образовавшуюся корку льда твердым. Опытным путем была установлена и зафиксирована в постановлении правительства Москвы потребность города в противогололедных реагентах одного и другого типа. Считалось, что столице на сезон необходимо 232 тыс. тонн жидких и 82 тыс. тонн твердых реагентов. Реагенты допускался к участию в городских аукционах только после масштабных испытаний, включая экологические, и экспертиз различными ведомствами и научными институтами. Поставщиками были около десяти компаний.

Однако в конце 2010 года, сразу же после ухода Юрия Лужкова, департамент ЖКХ выпустил новую "Технологию", в которой содержалась масса "любопытных" нововведений. Так, прежде применение реагентов предусматривалось только на проезжих дорогах, тогда как во дворах присутствие химии не допускалось. Изменилась и норма применения реагентов на единицу площади: с 40 до 200 граммов на квадратный метр, даже во дворах.

Другое нововведение - сами реагенты были избавлены от необходимости проходить масштабные испытания. Нужно лишь было, чтобы государственную экологическую экспертизу Росприроднадзора прошла сама "Технология", т.е. не конкретные вещества, а бумаги.

Наконец, как пишет газета, новая "Технология" предъявляла и принципиально иные требования к поставляемым в Москву реагентам. И есть мнения, что требования эти оказались сформулированы таким образом, что фактически соответствовать им может, пожалуй, лишь продукция одного-единственного производителя на планете - Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ).

Завод через посредников поставляет в Москву три вида реагентов с 2011 года, занимая фактически монопольное положение на рынке. У этих реагентов, отмечает "МК", отсутствует четкая рецептура, в паспорте указано: "формиат калия - не более 35%, хлорид натрия - на более 80%, хлорид кальция - не более 50%" и так далее по другим компонентам. Процентовка, исходя из слов "не более" и "не менее", как мы видим, произвольная, а стало быть, и конкретный состав, и себестоимость продукта - при неизменной цене для закупщика - может очень сильно варьироваться, ведь у разных компонентов разная цена. Например, тонна формиата калия может стоить 60 тысяч рублей за тонну, а хлорид натрия (техническая соль) - не больше 4 тысяч.

Согласно расчету журналистов "МК", тонна реагента, поставляемого УЗПМ, на последнем аукционе обходилась городу в сумму около 20 тыс. рублей, притом что, согласно рецептуре, заявленной самим производителем, он мог наполовину состоять из карбоната кальция - т.е. обыкновенного мела - стоимостью не более 5 тыс. руб. Получается, что формально не нарушая действующие требования, теоретически продавец может продать Департаменту ЖКХ под видом реагента вещество, себестоимость которого в несколько раз ниже цены закупки, пишет издание.

При этом с увеличением объема закупаемых реагентов затраты города по этой статье выросли с 1,2 млрд рублей в 2010 году до 4 млрд рублей в 2012 году. А на следующий год из дефицитного московского бюджета на борьбу с гололедом планируется потратить уже 10,57 млрд рублей.

Интересна и история самого УЗПМ. Как пишет "МК", само предприятие базировалось на территории полигона токсичных отходов Соликамского магниевого завода в Пермском крае. По странному совпадению, глава Росприроднадзора по ЦФО Гивриз Санакоев и глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский, ответственные за экологию в городе - выходцы из администрации того же Пермского края.

По подсчетам Общества по защите прав потребителей, на которые ссылается "МК", в составе реагентов на улицы Москвы за зиму попадает до 300 тонн высокотоксичных веществ, включая ртуть и мышьяк.