Образовательный уровень в ЕС: к 2020 году доля людей с высшим образованием должна достигнуть 40%
Латвия, 13 апреля, 2013, 12:06 — ИА Регнум. Улучшение образовательного уровня населения ЕС является целью специальной программы
11 апреля 2013 года статистическое бюро Европейского Союза Eurostat опубликовало отчет о состоянии образования в странах ЕС в свете требований программы Europe 2020 strategy.
Согласно отчету, в 2012 году доля населения ЕС в возрасте от 30 до 34 лет, имеющих высшее образование составила 36% (в 2010 году - 34%, в 2005 году - 28%), а доля людей, не имеющих среднего образования, сократилось до 13% (в 2010 - 14%, в 2005 - 16%). К 2020 году поставлена цель снизить в ЕС количество людей, имеющих начальное образование, до уровня ниже 10%.
В странах ЕС самая низкая доля в возрастной группе от 30 до 34 лет, имеющих высшее образование - в Италии, Румынии и на Мальте - 22%. Самая высокая - в Ирландии - 51%.
В 2012 году самую высокую долю в возрастной группе от 30 до 34 лет, имеющих высшее образование в ЕС имели: Ирландия (51,1%), Кипр (49,9%), Люксембург (49,6%) и Литва (48,7%), а самую низкую: в Италии (21,7%), Румынии (21,8%) и Мальте (22,4%).
Восемь государств ЕС, фактически, достигли уже целей, поставленных программой Europe 2020 strategy: Дания, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Швеция.
Любопытно, что в 2012 году в возрастной группе от 30 до 34 лет, имеющих высшее образование в странах ЕС, женщины демонстрируют более высокую долю, чем мужчины - 40,0% против 31,6% у мужчин. Особенно большой разрыв между женщинами и мужчинами в ЕС в Эстонии, Латвии и Словении.
С 2005 года самый высокий прирост в возрастной группе от 30 до 34 лет, имеющих высшее образование, продемонстрировала Латвия, удвоившая уровень с 18,5% в 2005 году до 37,0% в 2012 году, Чехия - соответственно 13,0% и 25,6% и Румыния - 11,4% и 21,8%. Для сравнения дадим статистику по этому показателю для ведущих стран ЕС: Германия - 26,1% (2005) и 31,9% (2012); Франция -37,7% (2005) и 43,6% (2010); Великобритания -34,6% (2005) и 47,1% (2012).
Что касается доли людей, не имеющих среднего образования, то самая низкая доля их в Словении - 4%, а самая высокая в Испании - 25%. В 2012 году в возрастной категории от 18 до 24 лет среди людей, не имеющих среднего образования, самая низкая доля была: в Словении (4,4%), Словакии (5,3%), Чехии (5,5%) Польше (5,7%), а самая высокая: в Испании (24,9%), Мальте (22,6%) и Португалии (20,8%).
Девять стран ЕС уже достигли целей, поставленных программой Europe 2020 strategy по доле в населении людей, имеющих самый низкий уровень образования: Чехия, Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Австрия, Словения, Словакия и Швеция.
Женщины опять же демонстрируют более малую долю в сравнении с мужчинами среди малообразованных слоев - 11% у женщин, 14,5% у мужчин. Эта особенность касается всех стран ЕС. Единственным исключением является Болгария.
Самые высокие темпы снижения малообразованных слоев среди населения с 2005 по 2012 год продемонстрировала Португалия - с 38,8% в 2005 до 20,8% в 2012 году. Для сравнения дадим статистику по этому показателю для ведущих стран ЕС: Германия - 13,5% (2005) и 10,5% (2012); Франция -12,2% (2005) и 11,6% (2010); Великобритания -11,6% (2005) и 13,5 (2012). Отметим тот факт, что за последние годы именно Великобритания в ЕС продемонстрировала ухудшение ситуации и рост доли малообразованных слоев в своем населении.
Программа Europe 2020 strategy предполагает увеличить к 2020 году долю в населении стран ЕС людей с высшим образованием до 40%, а малообразованных снизить до показателя менее 10%.
Однако предполагается, что следующие страны ЕС по доле в населении людей с высшим образованием не смогут в 2020 году достичь поставленной ЕС нормы в 40%, в скобках даем прогноз на 2020 год: Болгария (36%), Чехия (32%), Греция (32%), Италия (26%), Латвия (34%), Венгрия (30,3%), Мальта (33%), Румыния (26,7%).
Программу ЕС по снижению доли малообразованных, как ожидается, не выполнят следующие страны ЕС, в скобках дается прогноз на 2020 год: Болгария (11%), Испания (15%), Италия (15%), Латвия (13,4%) и Румыния (11,3%).
Разумеется, подобного рода статистика ничего не говорит о качестве национальных систем образования в странах ЕС.