Правительство Москвы первым в России вплотную занялось оптимизацией оказания государственных услуг населению, заявил председатель Комитета государственных услуг Москвы Алексей Степанов. О проделанной столичными властями работе он рассказал на пресс-конференции 9 апреля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам чиновника, на сегодня в столице работает уже 52 многофункциональных центра (МФЦ), где граждане могут, не выходя из помещения, воспользоваться услугами 14 городских и 6 федеральных ведомств. Перечень услуг охватывает такие сферы как социальная защита, образование, здравоохранение, ЖКХ, пенсионное обеспечение, налогообложение и другие.

Пока воспользоваться услугами МФЦ могут только москвичи по месту регистрации, со временем центры станут экстерриториальными, то есть любой житель столицы сможет обратиться в тот из них, который окажется удобнее, вне зависимости от места проживания и прописки. Возможно, такого рода обмен информацией будет налажен и с другими субъектами федерации, но это вопрос отдаленной перспективы, полагает Степанов.

Опыт Москвы будет использован во всех регионах России, соответствующие поручения уже даны местным властям президентом и председателем правительства. До конца года в столице откроются еще 5 новых МФЦ, каждый из них обойдется столичному бюджету примерно в 70 млн рублей. Руководство столицы ставит целью не только сведение всех государственных услуг под одну крышу, но и создание комфортных условий для посетителей - больших холлов, а также сопутствующей инфраструктуры (нотариальные конторы, копировальные центры и т.д.).

По словам Степанова, за год с небольшим МФЦ оказали более 6 миллионов услуг, причем треть обращений пришлось на первый квартал 2013 года.

Пока в центрах работают сотрудники различных департаментов, каждый из которых предоставляет услуги по профилю своего ведомства. В перспективе правительство Москвы намерено подготовить для первичного приема граждан универсальных специалистов, одинаково компетентных во всех сферах, охватывающих работу МФЦ. Для этого департаменты столичного правительства уже проводят обучение своих сотрудников, а также материально стимулируют их к расширению компетенций. В настоящее время их заработная плата находится на уровне 35 тыс. рублей и выше, что в среднем в два раза выше, чем у узких специалистов, занятых в столичных департаментах.

Подготовка универсальных сотрудников МФЦ будет способствовать снижению коррупции в области оказания государственных услуг, поскольку на приеме и выдаче не будут работать люди, принимающие решения или способные на них повлиять. В рамках программы "Открытое правительство", которая и стала отправной точкой для создания МФЦ, также функционирует интернет-портал, на котором уже сейчас доступны около 70 услуг, в том числе запись детей в первый класс, оплата услуг ЖКХ, запись на прием к врачу и другие. В следующем году станут доступны еще 67 услуг из различных сфер. Конечной целью создания портала является разделение функций по приему населения между ним и МФЦ таким образом, чтобы на портале предоставлялись только те услуги, конечным результатом которых является документ в электронном виде, а личное присутствие требовалось только там, где бумажный документ выдается на руки.

Алексей Степанов отметил, что на пути создания новой системы взаимодействия граждан и государства стоят не только технические проблемы, но и ментальные: россияне пока не готовы отказаться от личного посещения "присутственных мест", к тому же не все из них на должном уровне освоили компьютер. Чиновник полагает, что это нормальный процесс, по его словам, даже в технически развитом Сингапуре понадобилось время, чтобы перевести все возможные услуги в электронный вид.