Проблема хиджабов, а равно и введение школьной формы в образовательных учреждениях России, стали активно обсуждаться после событий в Ставропольском крае. В обсуждении принял участие даже президент России Владимир Путин, призвавший "придерживаться принципа светскости государства, сочетая его с уважением к религиозным традициям проживающих в стране народов".

Теперь тот же вопрос с хиджабами пытаются обострить в Татарстане: 3 апреля по республиканскому телеканалу рассказали о намечающемся конфликте в Нижнекамске, где администрация школы по требованию прокуратуры запретила ношение хиджабов школьницам татарского класса. На вызов моментально отреагировали мусульманские активистки, в том числе, те, кто десять лет назад судился с МВД за право фотографироваться на паспорт в хиджабе. Ситуация быстро накаляется...

Следует отметить, что за последние 20 лет постсоветской истории России в регионах компактного проживания мусульман на Северном Кавказе и в Поволжье получила развитие целая сфера исламской инфраструктуры: халяльные заведения общепита, мусульманские парикмахерские, такие же такси, бассейны, медицинские кабинеты и т.п. Причем иногда желание самоидентификации мусульман входит в явное противоречие с законами светского государства.

В частности, в 2011 году ИА REGNUM сообщало, что в ряде стоматологических салонов Казани стали делать десятипроцентные скидки для мусульман, что вызвало, в конечном счете, реакцию прокуратуры. Многим памятен и скандал начала 2012 года, когда Союз мусульманской молодежи выступил за тотальную "халялизацию" детских садов: по мнению активистов СММ, все дети, независимо от вероисповедания, должны есть халяльную еду, так как "это вкусно и полезно". При этом мнение и желание родителей - не мусульман мало интересовали организаторов акции. Собирались подписи, правда, только в мечетях, выходили на пикеты. Ответом стала такая бурная общественная реакция, что организаторы вынуждены были дать "задний ход", пояснив, что их "неправильно поняли".

Рискну заметить, что подобные акции не исключены и в будущем. Ведь их инициаторы не желают понимать, что Россия со всей ее межконфессиональной толерантностью и уважением к исламу - государство светское, многоконфессиональное и многонациональное. Не желают... поэтому вежливые напоминания со стороны немусульманских родителей о своих представлениях о норме возмущенно игнорируются мусульманскими активистами.

В Татарстане руководители всех рангов раньше любили поговорку: "Не чешите там, где не чешется". Теперь ее очень любят цитировать защитники "прав мусульман", однако всякий раз забывают про эту народную мудрость, если дело касается возможной реакции немусульманского населения.

Так и вопрос с хиджабами в светской школе. Вряд ли дело в следовании нормам Шариата - если подходить с этой точки зрения, то получается, что в советские времена, да и после большинство мусульманок на пространстве бывшего СССР были злостными вероотступницами, поскольку в хиджабах не ходили, а дочерей в школы отправляли с октябрятскими звездочками и с белыми бантами. Надо признать, что будирование проблемы направлено на другое - разжигание неприязни у мусульман к российскому государству. И здесь требование государственных органов сохранить принцип светскости в одежде ожидаемо натыкается на фанатичное сопротивление, нередко переходящее в истерику.

Если поборникам мусульманских норм - в Татарстане или на Ставрополье - сегодня так хочется непременного Шариата, может быть, им стоит пойти по пути создания мусульманских школ, а не отдавать детей в общеобразовательные, выставляя напоказ свою религиозность? Тем более, что в Казани уже есть пример - это школа "Усмания", существующая с 1994 года, в которой наряду с полным набором религиозных дисциплин преподаются все светские предметы, и есть возможность спокойно молиться. Правда, что-то подсказывает, что таких последовательных мусульман у нас наберется не так много.

Тем не менее, остается вопрос: почему родители из строго православных семей в Татарстане, дети которых ходят в общеобразовательные школы, не заявляют "о дискриминации по религиозному признаку", как это делают сейчас мусульманские ортодоксы в СМИ и социальных сетях? Ведь православный дресс-код также требует ношения платка для девочек, есть и другие особенности поведения...

Как сообщили республиканские СМИ, Министерство образования и науки России только что направило в регионы модельный правовой акт об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Теперь в школах должны быть три формы одежды: парадная, спортивная и повседневная. Однако в телерепортаже о хиджабах в Нижнекамске и.о. муфтия республики Камиль Самигуллин уже заявил, что в Татарстане вряд ли строго последуют общероссийской норме: по его словам, будет найден некий компромисс с введением особой формы одежды для детей-мусульман.

Нужно ли это? Идя на подобные меры, российские мусульмане обрекают себя на сегрегацию и создание к ним особого, не всегда миролюбивого отношения в целом по стране. Наблюдатели в Татарстане помнят, что еще недавно казанский мухтасиб Мансур Джалялетдинов высказывал идею создания исламских поселков под Казанью, а сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов был и, скорее всего, остается сторонником установления отдельных мусульманских кварталов в мегаполисах типа тех, что есть в Париже или Лондоне, где "все живут по Шариату". Хотят ли мусульмане Татарстана жить в гетто, противопоставляя себя остальному населению?

Айрат Галимзянов, политолог