Мировая экономика находится в стадии довольно затяжного кризиса, что связано с тем, что в мире происходят тектонические сдвиги, качество которых мы не совсем пока понимаем, заявил 2 апреля на XIV Апрельской международной научной конференции ВШЭ "Модернизация экономики и общества" научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. По его словам, развитые страны столкнулись с технологической границей, темпы экономического роста определяются теперь в основном динамикой инноваций, а не извлечением дешевых минеральных ресурсов, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в НИУ ВШЭ.

"Рост производительности вследствие создания и внедрения инноваций является главным источником экономического роста. "Подпечатать" денег, чтобы оживить экономику, не получится", - подчеркнул Ясин.

Он обратил внимание, что положение развивающихся стран сейчас "может быть предпочтительнее", поскольку они пользуются своим временным преимуществом, используя модель догоняющего развития, дешевые ресурсы рабочей силы и перенимая "вчерашние" инновации. Россия, как напомнил Ясин, находится между этих двух полюсов: "Кроме природных богатств у нас других преимуществ в плане конкурентоспособности нет". К тому же по сравнению с развивающимися странами в России более дорогая рабочая сила, от развитых стран страна отстает в плане технологий.

Если до кризиса 2008-2009 годов Россия демонстрировала более высокие, чем в среднем по миру, темпы экономического роста (7,5% ВВП в 2003-2007 годах), то во время кризиса случился глубокий провал, а посткризисное восстановление теперь идет темпами, вполне сравнимыми со среднемировыми. Ситуация усугубляется "нарастающей негативной динамикой частных инвестиций". В то же время наращивание военных расходов и расходов на безопасность превышает рост расходов на образование и здравоохранение, то есть затрат на увеличение человеческого капитала.

"Сейчас ситуация, видимо, складывается так, что не будет высоких темпов роста мировой экономики, нефть останется дорогой, но докризисного эффекта для российской экономики это иметь не будет, - считает Евгений Ясин. - А потому нужна новая модель экономического роста".

Он обозначил несколько сценариев социально-экономического развития России. В общественных дискуссиях доминируют, как правило, два сценария: инерционный, который также можно назвать монетаристским, и экспансионистский, связанный с использованием нефтяных и газовых доходов для роста государственных инвестиций. Прогноз Министерства экономического развития, в свою очередь, предлагает три варианта развития событий: консервативный (сходный с инерционным), форсированный (сходный с экспансионистским) и инновационный. Свои сценарии подготовили и эксперты ВШЭ - соответствующий доклад был представлен на прошлогодней Апрельской конференции. Он предполагает три альтернативы: модернизацию сверху, модернизацию снизу и, наиболее желательное, по мнению Ясина, "постепенное развитие на основе институциональных реформ". Для реализации последнего необходимо выполнение пяти основных условий: реализация принципа верховенства права и независимости суда; перестройка взаимоотношений между бизнесом и всем блоком судебных и правоохранительных органов; расширение местного самоуправления, возвращение реального федерализма; развитие сферы инвестиций населения (прежде всего в систему пенсионного обеспечения и здравоохранения); демократизация. Движущими силами, способными воплотить эти пожелания в реальность, по версии авторов доклада, являются "новый российский бизнес" и "новая бюрократия". Если в прежние годы бизнес и бюрократия часто находились в конфликте, причем в 1990-е годы "победу" одерживал бизнес, а в 2003-м реванш взяла бюрократия, то новое поколение бизнесменов и чиновников готово взаимодействовать. Важную роль в процессе такого диалога должны играть различные бизнес-ассоциации.

Наконец, третьим игроком "в том раскладе движущих сил, которым предстоит формировать новую модель экономического роста" является гражданское общество. Здесь особенно важно повысить уровень взаимного доверия, без которого будет крайне трудно привлечь инвестиции населения в экономику и в реформы социальных институтов. В связи с этим предстоит решить еще две проблемы. С одной стороны, необходимо стимулировать личную ответственность граждан за инвестиции, например, подумать о том, чтобы пенсионные взносы делали еще и сами работники, как это происходит в подавляющем большинстве развитых стран. С другой стороны, взносы и частные инвестиции в целом должны приносить ощутимый эффект, и значит, нужно, чтобы у населения были деньги, нужна достойная заработная плата. Евгений Ясин уверен, что повышение доходов населения не приведет к инфляционному скачку - баланс уравновесят возникшие благодаря росту частных инвестиций финансовые потоки, направленные в пенсионный фонд и фонды социального страхования.