РЖД возвращают в строй электровозы "Гранит"
Москва, 2 апреля, 2013, 15:08 — ИА Регнум. ОАО "
1 февраля электровозы отправились на отстой по одной причине: на бандажах колесных пар "Гранитов" обнаружился серьезный дефект - сквозная трещина. Дело в том, что изначально электровозы 2ЭС10 "Гранит" (как и родственная им модель - 2ЭС6 "Синара") комплектовались бандажами, произведенными в Нижнеднепровске (Украина) на заводе концерна "
В конечном итоге производитель заменил поставщиков бандажей колесных пар. Однако новые бандажи (произведенные на ОАО "ЕВРАЗ НТМК", Нижний Тагил) показали себя также далеко не с лучшей стороны. Уже в начале этого года на них обнаружили не сколы, а целые сквозные трещины. Именно после этого руководством РЖД было принято решение отстранить от эксплуатации все "Граниты" до устранения проблемы и соответствующего заключения экспертной комиссии.
Большинство 2ЭС10 направились в моторвагонное депо Санкт-Петербург - Московское. Только там находился уникальный на тот момент в России станок "Hegensheidt MFD". В свое время он выручил "Сапсаны", чьи бандажи, разработанные концерном Siemens, также оказались не вполне надежными. Теперь на нем проводились работы по расточке бандажей у "Гранитов" - ради этого локомотивы проделали путь длиной в 2 тыс. км. "Актуальной стала и проблема опасных сколов колёсных пар", - рассказывает главный инженер
Сегодня проблема с бандажами у "Гранитов" считается решенной. Эксперты дали согласие на эксплуатацию, старший вице-президент ОАО РЖД
"За более чем год опытной эксплуатации локомотивов нового поколения 2ЭС10 - машин, которые доставляют грузы через Уральские горы, - было выявлено сразу несколько существенных недостатков, - говорит он. - Самый распространённый и массовый - это бракованные резиновые шланги высокого давления. Кроме того, у новых электровозов в зимний период промерзает пневмосистема. Слишком часто приходится также менять накладки токоприёмников. Несмотря на то, что эксплуатация машин началась ещё в конце 2011 года, у них до сих пор не работает система гребнесмазывания. Список недостатков можно продолжать ещё долго..."
Тем временем, проблемы и перспективы эксплуатации 2ЭС10 "Гранит" активно обсуждают интернет-пользователи, указывая среди прочего и на уязвимые места в конструкции машины. Немалая часть посетителей тематических ресурсов сходится во мнении, что наименее надежной частью нового электровоза, наряду с упомянутыми бандажами, остается оборудование марки Siemens. В частности, достаточно проблемным оказался тяговый преобразователь производства "Siemens", который в течение года выходил из строя 36 раз (15% от общего числа неисправностей). В целом же 51 отказ оборудования из 249 (общее число за год) приходится на узлы и агрегаты производства немецкой корпорации.
Здесь было бы уместным вспомнить, что 2ЭС10 "Гранит" является совместной разработкой ЗАО "Группа Синара" и концерна Siemens. Таким образом, можно сказать, что немецкие разработчики также несут определенную ответственность за недостатки в конструкции локомотива.
Отзывы о работе другого совместного детища русских и немецких конструкторов - 2ЭС6 "Синара" по сей день неоднозначны. "Синара" на железных дорогах России эксплуатируется с 2006 года - и тем не менее, 18% приписного парка этих локомотивов на Свердловской железной дороге на 2012 год числились неисправными. По статистике, каждая из 250 существующих на конец 2012 года "Синар" за год вышла из строя 8 раз. По словам сотрудников Центра общественных связей "Группы Синара", количество отказов оборудования ежегодно снижается. Однако несмотря на работу по повышению надежности, "Синара", попадает к ремонтникам чаще, чем определено в технической документации.
Это относится и к "Граниту". Участники тематических интернет-ресурсов говорят, что для устранения проблем с программным обеспечением электровозов 2ЭС10 на Урал лично приезжали немецкие инженеры, что косвенно подтверждает серьезность возникшей неисправности.