Повстанцы воинствующей Рабочей партии Курдистана (PKK) говорят, что они готовы выслушать недавний призыв их заключенного в тюрьме лидера отказаться от вооруженной борьбы против Турции, но хотят гарантий перед сдачей оружия, пишет 1 апреля курдская газета Rudaw.

Члены Рабочей партии Курдистана, находящиеся в своей базе в горах Кандиль в иракском Курдистане, говорят, что они подозрительно относятся к объявленному исходу из Турции, несмотря на призыв их лидера Абдуллы Оджалана, прозвучавший на праздник Навруз, 21 марта этого года. Повстанцы отмечают, что после захвата и лишения свободы в 1999 году, Оджалан уже призвал повстанцев отступить, но сотни партизан были убиты турками. PKK говорит, что больше не хочет односторонних шагов, и ждет пользы от сотрудничества с турецким правительством.

"Союз сообществ Курдистана" (КСК), исполнительный совет Рабочей партии Курдистана, базирующийся в Кандиле, в районе турецко-иракской границы, призвал к прекращению огня 23 марта, заявив, что курдские повстанцы не будут применять оружие или атаковать турецкую армию. Но они не указали четко на вывод своих сил. Лидер КСК один из виднейших полевых командиров PKK Мурат Карайылан заявил о все еще подозрительном отношении к мирному процессу. "Особенные проблемы есть с элементами командования среднего уровня, и мы должны их убедить. Вчера я разговаривал с 250 членами. Они говорят: "Мы пришли сюда, чтобы вести войну, и мы были здесь в течение 10 лет. Мы пришли к точке достижения результата, а вы просите нас остановиться. Для процесса вывода изначально должна быть сформирована правовая основа", - сказал также Карайылан.

Молодая курдская партизанка по прозвищу Ронахи, которая родилась в Диярбекире, неофициальной столице курдского юго-востока Турции, заявила в интервью Rudaw, что она не доверяет туркам. "Я не верю туркам. У нас есть альтернатива. Если сейчас что-то произойдет, если они хотят играть с нами в игры, то мы начнем войну во всех видах и всеми способами", - предупредила она.

Другой партизан по прозвищу Реза родился в городе Сулеймания в иракском Курдистане, он также выразил свои подозрения: "Турция выигрывает с нами время, и ничего не делает. С одной стороны, они призывают к миру, с другой стороны, они управляют операциями и бомбардируют наши села, и воюют против нас".

Зеки Сенгали, член руководства Рабочей партии Курдистана в Кандиле, заявил Rudaw, что сообщение Оджалана является важным, и что после многих лет борьбы PKK вышла на новый этап борьбы: "Сообщение, которое наше руководство дало на сегодняшний день, является решением. Это для мира. Это очень важное сообщение". Но, хотя он говорит, что КСК верит в Оджалана, они не доверяют Турции. "Наш опыт с турками не внушает доверия. Они не вносят никаких изменений, только произносят слова: "Я создам мир". Оджалан протянул руку, и Турция должна внимательно его выслушать, - посоветовал он. - Турция должна действовать самым серьезным образом, потому что мы серьезны".

Турецкая газета Hurriyet недавно сообщила, что заместитель премьер-министра Бешир Аталай заявил, что турецкое правительство еще обсуждает процесс вывода, и оставляет открытой возможность для гарантий. Но президент Турции Абдулла Гюль заявил в ходе своей пресс-конференции, что повстанцы должны сложить оружие до того, как они покинут границы Турции и присоединятся к своим товарищам в горах Кандиль.

Ализа Маркус, журналист и эксперт по Рабочей партии Курдистана, заявила в ходе конференции в Институте Брукингса в Вашингтоне еще 20 марта, что правительство Турции должно делать больше, чтобы убедить курдов, несмотря на обещания Оджалана. "Они (курды - прим.) сейчас имеют нулевое доверие к турецкому государству. Я имею в виду, что я знаю об этом из общения с людьми, состоявшимся на этой неделе, - сказала Маркус. - PKK, конечно, не собирается разоружаться, пока нет окончательного решения, которое отвечает всем политическим требованиям".