В своем выступлении, которое может положить конец жаркой дискуссии о том, стоит ли парламенту принимать закон для безопасного вывода партизан Рабочей партии Курдистана (PKK) из Турции, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его правительство не будет принимать такие шаги, и добавил позже в тот же день, что любой вывод будет возможен после того, как террористическая группа сложит оружие внутри страны, пишет 1 апреля турецкая газета Today`s Zaman.

Он заявил, что правительство не может принять закон, который противоречит Конституции, поэтому правительство, а не парламент, будет определять необходимые рамки для любого вывода. По словам премьер-министра, принятие такого закона будет означать официальное признание Рабочей партии Курдистана, что, в конечном итоге, даст "международно-правовой статус" террористической группе. "Если они (силы PKK в Турции - прим.) будут пересекать наши границы во время их вывода, это будет возможно только после того, как они сложат оружие. Наши силы безопасности не будут заниматься теми, кто уже сложил оружие", - сказал Эрдгоан.

Эрдоган также подтвердил свою прежнюю позицию, указав, что и речи быть не может о домашнем аресте для Абдуллы Оджалана, - требование, которое в течение длительного времени озвучивалось сторонниками Рабочей партии Курдистана. Турецкий премьер отметил, что его правительство управляло процессом до сих пор и не менее 58% населения поддерживают его усилия по установлению мира в соответствии с последними опросами.

Турецкими властями, стремящимися к разоружению боевиков PKK, проводятся переговоры по урегулированию с находящимся в заключении лидером Рабочей партии Курдистана Абдуллой Оджаланом с октября прошлого года. Оджалан имеет значительное влияние среди членов PKK и ее сторонников, и государство считает, что переговоры с Оджаланом приведут к полному разоружению партизанских отрядов этой партии.

Но Оджалан и его сторонники утверждают, что парламент также должен быть вовлечен в процесс урегулирования, и им должен быть принять закон, чтобы обеспечить безопасный выход отрядов Рабочей партии Курдистана с турецкой территории. Однако, по словам премьера Турции, члены его правящей "Партии справедливости и развития" (AKP) пришли к выводу, что ни в одной из стран, борющихся против террора, не принимались законы, чтобы обеспечить вывод террористов.

Однако члены PKK хотят гарантий от парламента, что нападения при их отходе не повторятся, как это было в 1999 году, когда турецкая артиллерия подвергла обстрелу партизан Рабочей партии Курдистана при отступлении, к которому их также призвал Оджалан, вскоре после его захвата в этом году. Атака привела к гибели около 500 партизан. Подобные же нападения происходили во время еще одного одностороннего решения о выводе в 2004 году.

В то же время, в дебатах о новой конституции, которая разрабатывается в настоящее время, Эрдоган впервые намекнул на возможность федерализма в Турции. Он привел в пример османские провинции Курдистан и Лазистан в пределах границ Османской империи. Он предположил, что ограниченные полномочия могут быть переданы местным администрациям для укрепления демократии и местного самоуправления. Его использование слова "Курдистан" в официальном качестве, рассматривается как признак невиданного для Турции прогресса, где еще недавно это слово было причиной для юридических обвинений в разжигании сепаратизма. В период Османской империи Курдистан был большой провинцией с полу-автономным статусом.

Курды Турции сейчас решительно требуют аналогичной формы правления в рамках усилий по решению курдского вопроса в стране.