Прекращение огня, объявленное лидером Рабочей партией Курдистана (PKK) Абдуллой Оджаланом дало дополнительный импульс "процессу Имралы", питая надежду на решение многолетней курдской проблемы Турции. Тогда как раньше весна означала возобновление войны со стороны РКК, теперь, по словам Оджалана, она представляет собой "новый этап для новой Турции и нового Ближнего Востока". Прекращение огня происходит, когда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган занят заключением сделок с прокурдской "Партией мира и демократии" (BDP), обещая новую конституцию, которая гарантирует права курдов, в обмен на поддержку его президентских амбиций, отмечает 26 марта турецкий сайт al-monitor.com.

Однако, несмотря на призыв Оджалана дать "замолчать оружию и заговорить идеям" и обещание Эрдогана хоть выпить яду, но "решить проблему", никто не обратился к смыслу курдского вопроса в Турции: признанию курдской этнической идентичности как части турецкого гражданства, и политических требований, связанных с ней. Кроме того, интерпретация Эрдоганом курдской проблемы остается неясной, колеблясь между терроризмом PKK и курдскими культурными правами. Если эти ключевые вопросы не решатся, этот "исторический момент" может представлять собой не более чем другие временные прекращения огня, и может привести к еще большему конфликту между курдами и турецким государством.

Действительно, в Турции в настоящее время прилагаются усилия по решению курдской проблемы, они заслуживают внимания, и существенным образом отличаются от предыдущих попыток. Никогда прежде турецкий чиновник не занимался Оджаланом и лидерами Рабочей партии Курдистана так публично, как это сделал Эрдоган в ходе процесса Имралы, наряду с открытой приверженностью решению курдского вопроса. Турецкое общественное мнение о курдской проблеме также сместилось со времени начала повстанческого движения PKK в конце 1970-х годов. Большинство турецкого населения высказывает свой страх потерять сыновей на войне против Рабочей партии Курдистана и намерение добиться прекращения конфликта. Многие также признают, что курды являются отдельной группой, а не просто "горными турками".

Тем не менее, в равной степени примечательно то, что осталось вне процесса Имралы. Не было никакого упоминания о курдских политических претензиях, никакого обсуждения демократической автономии, никаких разговоров о правах курдского языка и освобождении заключенных курдов, - обо всем, что является основой требований BDP и курдских националистических требований в Турции. Также не было обсуждения того, что делать с тысячами бойцов PKK, которые должны сдать оружие и покинуть территорию Турции. Наиболее вероятным местом будет иракский Курдистан, Сирия и/или Иран, что, кажется, больше похоже на перемещение курдской проблемы Турции, а не на ее решение.

Также остается большой разрыв между общественным дискурсом о курдской проблеме и политической реальностью. Несмотря на усилия Эрдогана создать пакт с "Партией мира и демократии" по созданию конституции, он не признает и не поддерживает курдскую национальная идентичность вне статуса курдов-граждан Турции и мусульман-суннитов. На самом деле, Эрдогану присущи исламистские корни и его региональные союзники-салафиты сталкиваются непосредственно с существенным этническим и светским характером курдского национализма. Этот исламистский подход к решению курдской проблемы создает дополнительные препятствия для эффективного ведения переговоров с BDP, а также экспортом процесса Имралы к курдам Сирии.

То же происходит с институциональными ограничениями в Турции. Всего месяц назад в парламенте Турции вспыхнула борьба за понимание турецкого национализма, после чего турецкие националисты угрожали навестить лидеров "Партии мира и демократии". Умеренные светские группы, такие как "Республиканская народная партия" (CHP) Турции, также продолжают предупреждать турецкую общественность о потенциальном курдском сепаратизме и угрожают, что курдские требования представляют угрозу для территориальной целостности Турции. Кроме того, процесс Имралы не пользуется особой популярностью среди турецких граждан. По данным недавнего опроса, проведенного в Турции, более 60% населения настроены критически в отношении прямых переговоров Анкары с Оджаланом. Только на прошлой неделе пятеро курдских детей были арестованы в Ване во время рейдов турецкой полиции.

"Партия мира и демократии" также не показывает никаких признаков уступить требованиям курдов по части демократической автономии, даже если они больше не стремятся к независимому курдскому государству. В самом деле, наряду с грандиозным празднованием Навруза и поддержкой Оджалана, слышна жесткая критика со стороны некоторых курдских групп, сомневающихся в целесообразности сделки. Большинство принимает выжидательный подход и ожидает, как минимум, что Анкара выпустит задержанных членов "Союза сообществ Курдистана" и предпримет конкретные меры по решению курдских требований.

В самом деле, разрыв между тем, что Эрдоган может дать и тем, что средний курд ожидает, остается большим. Это не только процесс Имралы, который поднял курдские ожидания, но и геополитические тенденции, которые расширили возможности для курдов в разных районах и подняли вопрос о правах меньшинств на Ближнем Востоке. Эти тенденции установили минимальную потребность в той или иной форме курдской политической автономии при одновременном повышении ставки для Эрдогана. Настоящее испытание, однако, начнется после того, как в 2014 году состоятся турецкие выборы. Степень, в которой Эрдоган (в случае избрания президентом Турции) или другой турецкий лидер будут прилагать реальные усилия по урегулированию курдской политической проблемы, после консолидации власти будет определять перспективы долгосрочного решения. Если это усилие продолжится, то реальный исторический момент для курдской проблемы Турции, может, происходит на самом деле.

Автор - доктор Дениз Натали, член "Института национальных стратегических исследований" (INSS), "Национального университета обороны" и автор книги "Курдское квази-государство". Высказанные ею мнения, не отражают официальной политики или позиции Национального университета обороны, Министерства обороны или американского правительства.