Экономический кризис в Европе, от которого больше всего страдает Еврозона, продолжается. Франция, Испания и Италия дальше погружаются в рецессию, Германия - стагнирует. Лишь у Великобритании, не входящей в валютный союз, дела идут чуть лучше.

Особенно значимо, что французские предприятия имели в феврале 2013 года худший по показателям месяц за последние четыре года. Экономический спад в Еврозоне углубляется в марте из-за сокращения показателей деятельности во всех основных отраслях промышленности. Сейчас, особенно на фоне событий на Кипре, ожидания возврата к росту в регионе к середине 2013 года выглядят слишком оптимистичными. Более того, если ситуация вокруг Кипра выходит из-под контроля, начало восстановления вполне может быть отложено на неопределенный срок. Экономика Еврозоны демонстрирует постепенное снижение активности основной промышленности. Тем не менее, похоже, что Еврозона прошла этап кризиса бюджетного дефицита. Но принятые для его преодоления меры стимулировали длительную депрессию, которая сопровождается массовой безработицей в настоящее время в среднем по Еврозоне в 11,7%. Чем дольше люди не имеют работы, тем больше вероятность того, что высокий уровень безработицы стал структурной особенностью депрессивной европейской экономики. Сосредоточившись исключительно на сокращении расходов и позволив безработице достигнуть беспрецедентного уровня, европейские лидеры, возможно, помогли превратить спад в длительную депрессию.

Опубликованная в марте 2013 года статистика по Европейскому Союзу, демонстрирует продолжающееся углубление кризисных явлений. В своих публикациях мы уже указывали на состояние рынка легковой автомобильной промышленности, как отличный барометр измерения социально-экономической ситуации в Европе вообще. Во-первых, автомобильная промышленность имеет беспрецедентную по развитию сеть кооперации конструкторских бюро, основных производителей и подрядчиков. А само состояние легко измеряемого автомобильного рынка готовой продукции демонстрирует покупательную способность населения. Процесс сокращения автомобильного рынка в Европе начался в октябре 2011 года. В феврале 2013 года сокращение дало новый негативный рекорд. По опубликованным в марте 2013 года данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), в феврале 2013 года в 27-ми странах Европейского Союза всего было продано 795,482 легковых автомобилей, что на 10,5% меньше, чем в феврале предшествующего года. Для сравнения, в январе 2013 года было продано 885,159 авто. Таким образом, за первые два месяца 2013 года рынок легковых автомобилей в Европе сократился на 9,6%.

Из крупных государств ЕС только не входящая в Еврозону Великобритания в феврале 2013 года увеличила продажи легковых автомобилей на своем рынке на 7,9% (66,749 авто) по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Британский рынок по своему количественному объему продаж укрепляется. Он стал в ЕС вторым после Германии, оттеснив Францию на третье место. Все остальные участники Еврозоны демонстрируют падение продаж: Германия (200,683, -10,5%), Франция (143,255, -12,1%), Италия (108,419, -17,4%) и Испания (58,317, -9,8%).

Самый крупный прирост авторынка в ЕС продемонстрировала Эстония - +20%. Но при его объеме в 1354 автомобиля это не имеет никакого значения для общеевропейской ситуации и положения в Еврозоне. Кроме Британии и Эстонии, незначительный прирост авторынка по итогам двух месяцев 2013 года демонстрируют еще четыре европейские страны: Бельгия (+8,6%), Польша (+4,9%), Португалия (+4,7%) и Дания(+2,4%). Все остальные находятся в минусе. Показательно почти половинное сокращение в феврале 2013 года рынка легковых автомобилей на кризисном Кипре - минус 45,5%. Но настораживает также весьма значительное падение продаж в феврале 2013 года в Голландии (32,151, -26,8%) и Финляндии (7,888, -25,8%).

Конкуренция между производителями выявила следующую расстановку сил. В настоящее время на европейском рынке присутствуют 18 основных производителей легковых автомобилей. Места по объемам продаж в феврале 2013 года занимаются следующим образом (в скобках количество проданных авто и процент относительно февраля 2012 года): VW Group (195,608, -7,4%), PSA Group (100,450, -13,2%), Renault Group (77,414, -8,5%), GM Group (57,410, -20,6%), Fiat Group (54,828, -15,8%), Ford (51,826, -21%), BMW Group (46,361, -2,5%), Daimler (42,364, -1,8%), Toyota Group (32,550, -8%), Hyundai (30,646, +2%), Nissan (28,142, -7,8%), Kia (21,613, -2,4%), Volvo Car Corp. (13,206, -16,9%), Suzuki (8,943, -14,4%), Mazda (9,072, +6,1%), Jaguar Land Rover (7,140, +5,2%), Hоnda (8,981, +20,7%), Mitsubishi (4,247, -24,9%), прочие (4,681, -57,7%).

Таким образом, нарастить продажи на европейском рынке смогли только Jaguar Land Rover (за счет британского рынка) и азиатские производители Hyundai, Hоnda и Mazda. Последнее несущественно в количественном отношении. Значимо другое - по итогам продаж февраля 2013 года, как и в предшествующем месяце, ухудшаются позиции наиболее массовых производителей в Европе: VW Group, PSA Group, Renault Group, GM Group и Fiat Group. Правда, при снижении объемов производства, доли на рынке VW Group, Renault Group, BMW Group и Daimler чуть возросли за счет уменьшения продукции французской PSA Group, итальянской Fiat Group, GM Group и американского Ford.

Говоря о кризисных явлениях в экономике Европы, мы не должны забывать о том, что она является частью глобальной экономики. Поэтому негативные показатели на европейском континенте могут сопровождаться ростом и прибылями в других частях Света. Парадоксом нынешнего европейского кризиса является беспрецедентный рост экспорта продукции германской промышленности, который достиг исторического пика в 2012 году, составив €1100 млрд. Внешнеторговый профицит Германии - €15,7 млрд. Федеральное статистическое ведомство зафиксировало в январе 2013 года дальнейший рост объема экспорта из ФРГ по сравнению с декабрем на 1,4%. При этом экспорт из ФРГ в страны еврозоны продолжал стагнировать, тогда как поставки в страны ЕС, не входящие в еврозону, выросли на 5,5%, а в страны за пределами ЕС - на 4,5%. На примере Германии это означает, европейские по происхождению автопромышленные группы могут наращивать свои производственные усилия, продажи и прибыли вне Еврозоны, преодолевая тем самым для себя кризис местного рынка.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM