Эксперт: Транспортные компании доверяют Севморпути меньше, чем Суэцкому каналу

Москва, 19 марта 2013, 13:59 — REGNUM  Руководством России принимаются меры по развитию Северного морского пути, но есть много факторов, сдерживающих рост грузопотока по магистрали. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 19 марта, на VI Ежегодной международной конференции "Трилогия" в рамках конгресса "Балтийская неделя" в Санкт-Петербурге заявил руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков.

Россия обладает огромным транзитным потенциалом, однако основной евразийский грузопоток идет через Суэцкий канал в обход территории России. На сегодняшний день менее 1%товарооборта между Европейским Союзом и Азией транспортируется через территорию России", - отметил Чижков.

По данным эксперта, в 2011 году Китай экспортировал в страны Еврозоны 57 млн тонн различных грузов. При этом 50 млн тонн транспортировалось морским транспортом через Суэцкий канал. Аналогичная картина, по словам Чижкова, наблюдается и при транспортировке грузов из ЕС в Азию.

По мнению Юрия Чижкова, Северный морской путь, который по показателям эксплуатации экономически выгоднее по сравнению с южными Международными морскими коридорами, не используется в полной мере из-за своей неспособности привлечь перевозки.

"Объем торговли в ближайшие годы достигнет 1 трлн долларов США. Сегодня морской транспортный коридор через Суэцкий канал используется чаще, несмотря на длительность транспортировки - 35 дней - и угрозы террористического характера со стороны Сомали", - рассказал Чижков.

В отношении Севморпути приняты беспрецедентные меры по снижению тарифов за ледокольную проводку. Однако основной период навигации (с мая по ноябрь - прим. ИА REGNUM) невелик, а использование ледокольной проводки не оправдано с экономической точки зрения из-за небольшого объема перевозимых грузов. Более того, как сказал Чижков, это сегодняшняя ситуация, и никто не знает, сколько еще будут действовать такие тарифы. "Транспортным компаниям нужно быть уверенным не только в сегодняшнем, но и в завтрашнем дне", - считает Юрий Чижков.

Еще одной проблемой является недостаточное изучение ликвидации последствий аварийных ситуаций в условиях льдов. "Есть теоретические знания, но не практические. Кроме того, по всей трассе Севморпути расположено только 4 стационарных центра по ликвидации аварий", - сказал эксперт.

Должным образом, по словам Чижкова, не проводятся гидрологические разведки, не хватает ледоколов для проводки, транспортным компаниям требуются дорогие суда ледового класса".

Юрий Чижков подчеркнул, что транспортные компании достаточно консервативны в выборе путей доставки грузов. "Использование Северного морского пути связано в понимании транспортных компаний с недооценёнными рисками", - отметил эксперт. Юрий Чижков не дал экспертную оценку, сколь лет потребуется, чтобы переломить ситуацию, особенно в "сознании" транспортных компаний.

Несмотря на постепенный рост грузопотока Северного морского пути, магистраль пока экономически неэффективна. Между тем, эксперт уверен, что в формировании северного международного транспортного коридора Восток-Запад особая роль принадлежит именно Северному морскому пути.

Напомним, что в 2012 году по СМП перевезли 1 261 545 тонн различных грузов - на 53% больше, чем в 2011 году, когда общий грузопоток на маршруте составил 820 789 тонн.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.