Русская Православная Церковь начинает новую антиалкогольную компанию и призывает в первую очередь запретить продажу пива в пластиковых бутылках и слабоалкогольных коктейлей в жестяных банках, аргументируя это снижением уровня алкоголизма в стране. Об этом шла речь на недавней пресс-конференции РПЦ в Москве.

Напомним, что в течение двух последних лет запрет на розлив пива в ПЭТ-тару последовательно отстаивает Росалкогольрегулирование. Это ведомство настаивало на утверждении проекта технического регламента Таможенного союза о безопасности алкогольной продукции, в котором содержалась запретительная норма. Однако Федеральная антимонопольная служба выступила против, подчеркнув, что запрет на алкоголь в "пластике" ограничит конкуренцию на рынке упаковки, так как создаст преимущества производителям тары из алюминия и стекла.

Представители Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы утверждают, что употребление слабоалкогольной продукции наносит вред здоровью молодежи. При этом в своих благих намерениях избавить молодежь от алкоголизма, выбор РПЦ ограничивается лишь запретом на слабоалкогольные напитки. "Нужно доносить до молодежи, что трезвость - это круто, - утверждает представитель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Валерий Доронкин. - Пивные компании украли у нас это поле".

В то же время, как показывает практика, именно крепкая алкогольная продукция способствует росту алкоголизма в России. Кроме того, представители РПЦ не учитывают любопытный факт. Согласно статистическим данным, количество случаев летального исхода россиян при употреблении некачественной ликероводочной продукции, в частности, "паленой" водки, и употреблении пива и слабоалкогольных напитков уже сейчас несопоставимо. По данным Росстата, пиковым годом по числу смертей от отравления крепким алкоголем стал 2005 год, когда после распития спиртного летальный исход наступил более, чем для 45 тыс. россиян.

Запрет пластиковой упаковки приведет к росту цен на пиво в 2,5 раза. В России на пластиковую тару приходится до 50% всего рынка пива. Очевидно, что запрет на пластиковые бутылки для пива, приведет не только к сокращению объемов ПЭТ-рынка, но и к росту себестоимости такой упаковки. В результате подорожают и безалкогольные напитки (сок, молоко, кефир), и детское питание, которые к алкогольному рынку не имеют никакого отношения, но упаковываются в пластиковую тару. Так, по словам генерального директора ОАО "Мытищинская ярмарка" Олега Янсона, использование ПЭТ-тары снижает стоимость конечной продукции на 20-25%.

Очевидно, что рост цен на такую продукцию вызовет недовольство населения. По мнению председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, запрет приведет к подорожанию пива и переориентации потребителей на экономически более доступный крепкий алкоголь. Более того, в стране, где так сильны алкогольные традиции и столько предприимчивых людей, всегда найдутся те, кто предложит соотечественникам дешевый полулегальный суррогат. Неудивительно, что по статистике ежегодно более 40 тысяч россиян умирает вследствие употребления некачественного алкоголя или злоупотребления крепкими напитками.

В свою очередь директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз уверен, что "не может у нас падать алкогольная смертность. У нас растет потребление нелегального алкоголя - спиртсодержащих жидкостей, самогона и прочих суррогатов". По словам экспертов, социальные последствия, которые вызовет запрет на слабоалкогольную продукцию, могут негативно повлиять на репутацию РПЦ, и так ослабленную скандалами. Благая инициатива церкви может привести к обратному эффекту, а именно росту алкоголизма в стране, недовольству населения из-за удорожания цен на продукты, упаковываемые в пластик.

Члены Церковно-общественного совета воздержались от комментариев.