Венецианская комиссия высказала некоторые замечания к закону об амнистии, утвержденному парламентом Грузии в конце прошлого года. Как говорится в заключении комиссии, основные замечания касаются статьи 22-й закона, в которой речь идет об амнистии политзаключенных и политических изгнанников.

Комиссия считает, что в этом законе отсутствуют объективные критерии, по которым то или иное лицо может быть отнесено к политзаключенным или политическим изгнанникам. Кроме того, критерии, по которым парламент определял статус политзаключенного, для широкой общественности остались неизвестными, так что в этом вопросе отсутствует прозрачность, констатирует комиссия.

Статья о политзаключенных и политических беженцах не определяет, какие преступления она охватывает. Ничего не сказано о таком критерии при определении статуса политзаключенного, как серьезные сомнения в справедливости судебного разбирательства.

Закон не предусматривает обращения в суд тех лиц, которые не были внесены в списки политзаключенных, но считают, что имели на это право. Кроме того, закон не предоставляет возможности обжалования в том случае, если окажется, что в списки политзаключенных попали лица, совершившие обычные уголовные преступления, не связанные с политикой.

После буквального прочтения закона у экспертов Венецианской комиссии сложилось впечатление, что этот закон, точнее его 22-я статья, охватывает не только политические, но и обычные, не имеющие никакого отношения к политике преступления - международные уголовные преступления, пытки и военные преступления.

Венецианская комиссия учитывает причины принятия закона об амнистии и его единовременный характер, но отмечает, что эта мера не соответствовала закону и основополагающим принципам международного права. При этом комиссия подчеркивает, что нисколько не сомневается в искренности неправительственных организаций, участвовавших в процессе определения статуса политзаключенного и политического изгнанника.

Парламент Грузии принял закон об амнистии в декабре 2012 года. Президент Михаил Саакашвили наложил на закон вето, но 28 декабря парламент преодолел вето президента и представил ему закон на подписание. Михаил Саакашвили отказался от подписания закона, и 12 января 2013 года его подписал председатель парламента Давид Усупашвили. Первыми на основании закона об амнистии были освобождены до 200 политзаключенных.