Давид Арутюнов: Российско-армянская повестка расширяется

Москва, 12 Марта 2013, 18:58 — REGNUM  Начавшийся 11 марта первый после переизбрания визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву, похоже, призван подчеркнуть приоритетность российской ориентации армянского лидера в ходе его второго президентского срока. Однако кроме этого, по некоторым признакам, этот визит потенциально может расширить армяно-российскую повестку новыми пунктами, в частности, проблемой возобновления работы абхазской железной дороги.

В этом плане примечателен тот фон, на котором начался визит Сержа Саргсяна в Москву. В первую очередь необходимо отметить позицию новых грузинских властей. Так, подводя итоги своего визита в Ереван, министр обороны Грузии Ираклий Аласания заявил, что в ближайшем будущем будут предприняты первые шаги по возобновлению эксплуатации абхазской железной дороги, подчеркнув, что возобновление работы ж/д, которая соединяет Россию с Арменией, на данном этапе является политическим вопросом, но экономически это выгодно всему региону.

Нельзя исключать, что данное заявление было призвано не только подчеркнуть неизменность приоритетов новой грузинской элиты по данному вопросу, но и ее озвучивание накануне визита армянского лидера в Москву представляло собой своего рода сигнал уже российскому руководству.

Второй примечательный факт имел место уже на абхазском направлении. В один и тот же день с Сержем Саргсяном в Москву направился и президент Абхазии Александр Анкваб. Известно, что возникшая после смены власти в Грузии перспектива осторожной нормализации российско-грузинских отношений вызывала беспокойство абхазской и южноосетинской элит, связанное с опасениями относительно возможности достижения договоренностей с Тбилиси через голову и за счет абхазских и южноосетинских партнеров Москвы. В силу этого очевидно, что проблема российско-грузинской нормализации и, в частности, разблокирования абхазского участка ж/д, несомненно, займет значительное место в переговорах абхазского лидера в Москве. Однако совпадение по времени двух визитов потенциально несет в себе возможность для более широких инициатив по данному вопросу. Так некоторые армянские эксперты не исключили возможность проведения трехсторонней встречи с участием российской, армянской и абхазской сторон в ходе пребывания Сержа Саргсяна и Александра Анкваба в Москве.

В целом активность Москвы в вопросе разблокирования абхазской ж/д, даже если данная инициатива не выйдет за рамки обсуждений, может позволить России решить целый ряд проблем. В первую очередь, это стремление поддержать инициативу Тбилиси и не дать застопориться процессу российско-грузинской "разморозки". Однако наиболее важные аспекты сосредоточены в сфере российско-армянских отношений. Проявив, как минимум, активность в данном чувствительном для Еревана вопросе, Россия укрепляет свои позиции в отношениях с Арменией и в то же время эффективно балансирует свои контакты с Азербайджаном, военно-техническое измерение которых не может не вызывать беспокойства армянской стороны.

Затем необходимо отметить также значение разблокирования коммуникаций на данном направлении для Армении, где, несмотря на оптимистические заявления и прогнозы экономического блока правительства, кризисные процессы в экономике развиваются своим чередом, и где ослабление транспортной блокады рассматривается как средство облегчения давления на экономику страны.

Еще один важный аспект связан с конкуренцией интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Активность российской стороны в вопросе абхазской ж/д может усилить аргументы Кремля в диалоге с Ереваном относительно присоединения к инициированным Москвой интеграционным проектам. В этом плане примечательно заявление заместителя министра иностранных дел Великобритании Саймона Фрейзера, посетившего Ереван непосредственно перед визитом Сержа Саргсяна в Москву. Английский дипломат, перед этим отмечающий значение Армении в числе внешнеполитических приоритетов Лондона, подчеркнул, что евроинтеграция Армении и ее глубокие отношения с Россией не исключают друг друга, однако Таможенный союз может создать проблемы в вопросе заключения c Арменией соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом. Подобное заявление стало уже которым по счету "мягким" предупреждением Еревану со стороны европейских дипломатов относительно предпочтительности ориентиров внешнеполитического курса Армении с точки зрения интересов ЕС.

Наконец, необходимо выделить еще один аспект проблемы разблокирования абхазской ж/д. Он связан с военно-стратегическими факторами и прежде всего эффективным поддержанием боеготовности российской военной базы в Армении, и очевидно, что появление прямого коммуникационного коридора облегчит эту задачу.

Здесь необходимо отметить, что за последние год-полтора российская военная группировка в Армении обрела второе дыхание, заметно повысив интенсивность боевой подготовки. По всей видимости, в условиях обострения ситуации на Ближнем Востоке и Средиземноморье, а также закрытия Габалинской РЛС в Азербайджане, российское военное присутствие в Армении рассматривается в Москве как ключевой элемент проецирования военной силы на южном направлении.

В то же время, очевидно, что на пути как разблокирования абхазской ж/д, так и российско-грузинской нормализации существует масса препятствий и связаны они, прежде всего, с Грузией и ее позицией по данному вопросу. Часть из них связана с внутриполитическими факторами и противодействием оппозиции курсу Иванишвили. Второй аспект связан с собственно особенностями этого курса. Новый грузинский премьер пытается во многом реанимировать особенности внешней политики страны в 1990-е гг., когда внешнеполитической линии Тбилиси было свойственно маневрирование между региональными и внерегиональными центрами силы. С этой точки зрения для Тбилиси в указанных выше вопросах может быть выгодно, скорее всего, продолжение процесса, чем достижение конкретных результатов.

В этом плане, думается, что одобрение парламентом Грузии 11 марта резолюции, определяющей основные направления внешней политики страны и во многом отражающей подходы оппозиции, не случайно и в какой-то мере отражает оба указанных выше аспекта. Однако, несмотря на все указанные препятствия, проблема разблокирования абхазской ж/д вполне может действенно закрепиться как в российско-грузинской, так и российско-армянской внешнеполитической повестках.

Давид Арутюнов (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
17.01.17
Операция «Буря в пустыне»: роковое решение и уничтожение Ирака
NB!
17.01.17
Как обустроить Палестину? Никак!
NB!
16.01.17
«Денег нет, но вы держитесь»: эксперты о прощальном визите Байдена в Киев
NB!
16.01.17
Триллион иен: цепкий плен обещаний Японии
NB!
16.01.17
Избранный президент Болгарии: Крым де-факто принадлежит России
NB!
16.01.17
Ах, леди, не сморкайтесь в рукава…
NB!
16.01.17
Росгеологию лишили монополии на неразведанные участки углеводородов
NB!
16.01.17
Шамхани: Иран не собирается свергать режим в Эр-Рияде
NB!
16.01.17
Нагорный Карабах: Война и мир
NB!
16.01.17
«Финансового резерва Латвии хватит только на выплату двух пенсий»
NB!
16.01.17
Жители Литвы по-прежнему против однополых браков
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Главный кредитор Казахстана — Нидерланды
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Папа Франциск на Красной площади в Москве? Возможно и даже скоро
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
«Арктика не требует равномерного социально-экономического развития» — МЭР
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»