В этом году исполняется 25 лет со дня сумгаитских событий в Азербайджане. Казалось бы, солидный срок для того, чтобы уполномоченные международные инстанции дали адекватную оценку произошедшему. Но этого так и не произошло. Собеседник ИА REGNUM - советник Конституционного суда Армении, доктор юридических наук, профессор Геворг Даниелян, в те годы возглавлявший отдел по международным отношениям генпрокуратуры Армении.

ИА REGNUM: Обвинительные заключения по уголовным делам о сумгаитской резне основывались на том, что причиной для армянских погромов, якобы, послужили слухи об убийствах азербайджанцев, проживающих в Армении. Как могли счесть подобные "доводы" убедительными?

Мне известно, что преступники, творившие зверства в Сумгаите, были осуждены лишь за убийства из хулиганских побуждений. Со стороны властей Советского Союза и азербайджанских правоохранительных органов предпринималось все возможное и невозможное, дабы доказать, что произошедшие события - обыкновенное хулиганство. Причем, со смягчающими обстоятельствами: слухи-то об убийствах армянами азербайджанцев имелись. Но, говоря языком фактов, такая постановка вопроса не только безграмотна, но и далека от реальности.

Во-первых, спрашивается, если на самом деле в Азербайджане распространялись такие слухи, по словам властей этой республики, необоснованные, то почему эти самые власти, не опровергали их? Во-вторых, почему резня такого масштаба имела место лишь в одном отдельно взятом городе? Ведь реакция, по идее, должна была быть аналогичной по всей территории Азербайджана. На самом деле, это организованное преступление на национальной почве, преследующее цель приглушить начальный процесс освободительного движения в Арцахе (Нагорном Карабахе - ред.) и Армении.

ИА REGNUM: Почему армянские погромы произошли именно в Сумгаите?

Многие до сих пор видят в этом лишь стечение обстоятельств. Но это не так. Сумгаит являлся лишь "запасным вариантом", а первоначальной мишенью головорезов был Степанакерт. За 5 дней до начала трагических событий, 22-го февраля, многотысячная толпа азербайджанцев, жителей Агдама и Шуши, двинулась в сторону Степанакерта, желая "навести порядок". А, как известно, в те дни в Степанакерте происходили первые митинги о выходе НКР из состава Азербайджана. Азербайджанские головорезы получили достойный отпор около Аскерана, и им стало ясно, что Степанакерт - цель недостижимая.

Тогда был задействован план "Б" - резня в Сумгаите. Почему именно там? Во-первых, самый криминальный город Азербайджана, к тому же расположенный всего в 20-ти км от Баку, что давало возможность организаторам беспорядков контролировать развитие процессов. Кроме того, армяне в Сумгаите составляли небольшой процент населения, и жили не компактно, а порознь. А еще - в этом городе очень остро стоял квартирный вопрос, и армянские квартиры являлись очень лакомым куском. Ну, а уже после Сумгаита произошли аналогичные события в Кировабаде, Мингечауре и Баку, что опять-таки дает основания утверждать о детально разработанном сценарии трагедии.

ИА REGNUM: Какие документы, подтверждающие это прошли через ваши руки?

Буквально через год после Сумгаитских событий, до начала январской резни в Баку, я через генпрокуратуру СССР получил список лиц (231 человек), якобы, сбежавших из Армении в Азербайджан, на почве национальной междоусобицы. Я назначил доскональную проверку данных всех этих людей и выяснилось, что все они к июню 1990 года скончались. Но, сравнивая архивные документы, в том числе письма и заявления азербайджанцев, покинувших территорию Армении, мы предъявили союзному руководству однозначные доказательства того, что все они были живы во время переезда в Азербайджан и некоторое время прожили там.

Более того, практически все они обращались к нам с различными просьбами и вопросами. Чтобы не возникло ни малейших сомнений мы даже назначили судебно-почерковедческую экспертизу, заключение которой еще раз убеждало в том, что прокуратура Азербайджана использует примитивную ложь. Эта линия, с использованием наглой и откровенной лжи, проводится азербайджанским руководством по сей день. И надо признать, что, к сожалению, здесь они преуспели.

По прошествии двух с половиной десятков лет хочу подчеркнуть, что и сейчас не поздно обратиться в международные судебные инстанции. Все основания для этого у нас есть. Только так возможно предотвратить геноцид и другие преступления против человечества во всем мире. Потеряно много времени, но имеющиеся факты и доказательства не имеют срока давности.

Беседовала Лана Мшецян