Гайк Котанджян: Эффективная "умная сила" приведет к разрешению Карабахского конфликта

Ереван, 25 февраля 2013, 20:00 — REGNUM  Генерал-майор, чрезвычайный посланник и полномочный министр, доктор политических наук Гайк Саргисович Котанджян 25 лет назад после долгосрочной командировки на афганскую войну, в бытность членом ЦК Компартии Армении, стал размещать и обустраивать основную часть жертв антиармянских погромов в Сумгаите, вести успешные переговоры с азербайджанской стороной и организовывать добровольный обмен трех тысяч бакинских армян на трех тысяч азербайджанцев - жителей Разданского района Армении - с обеспечением имущественных прав обмениваемых контингентов. Котанджян, будучи инспектором при первом секретаре ЦК КПА в период перестройки, координировал политический анализ и разработки по карабахскому движению. Он автор монографических исследований "Этнополитология "конфликта-консенсуса": Цивилизационный аспект национальной безопасности", а также "Ориентиры стратегии национальной безопасности Армении в контексте архитектуры региональной безопасности Южного Кавказа", подготовленных, соответственно, под эгидой Центра методологии исследования международных отношений Дипломатической Академии МИД СССР-РФ (1990-92) и в Институте национальных стратегических исследований Национального университета обороны США (2003-2005). Доктор Котанджян был приглашенным исследователем Школы государствоведения Гарвардского университета (США, 2010) и приглашенным ведущим профессором в Институте национальных стратегических исследований (США, 2011). Генерал Котанджян является членом Научно-экспертного совета ОДКБ.

С апреля по декабрь 1991 года, в преддверии распада СССР, Гайк Котанджян исполнял обязанности министра иностранных дел в составе правительства Нагорного Карабаха в изгнании в Москве (1). Представляем его статью.

Как участник политических процессов, связанных с Карабахским национально-освободительным движением начиная с февраля 1988 года, считаю своим долгом политика, военного дипломата и политолога высказаться о славном юбилее Карабахского национально-освободительного движения, преодолевшего колониальное засилье советского и постсоветского Азербайджана над правами и свободами арцахского армянства, ныне успешно строящего свою демократическую государственность.

Мирное гражданское движение в защиту прав армянства Арцаха в процессе перестройки и гласности стало вызовом инерции сталинской системы, не признававшей приоритетность индивидуальных и коллективных прав человека, игнорировавшей чаяния национальных меньшинств, загнанных волею "отца народов" в миниимперии типа советского Азербайджана. Последовавшим за демократическим волеизъявлением армянства Арцаха погромам, организованным властями Азербайджана в Сумгаите, Кировабаде и Баку, армянство ответило законосообразным референдумом в Арцахе, зафиксировавшим непреклонную волю его населения к свободе. В политико-правовом смысле Нагорно-Карабахская Республика образовалась в результате референдума на основе Закона СССР периода перестройки "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" в период его правоприменения - до подписания Алма-Атинской Декларации об официальном прекращении существования СССР (2).

Другой особенностью карабахского референдума является то, что азербайджанское меньшинство в соответствии с вышеупомянутым Законом СССР было вовлечено в процесс подготовки референдума, хотя впоследствии по указке бакинских властей его бойкотировало. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы Комиссии по проведению референдума. Создание легитимной Республики Арцах в результате референдума, проведенного в соответствии с законодательством перестроечного СССР, стало вехой в борьбе международного сообщества против колониализма и предтечей процесса законосообразной реализации права свободного самоопределения народов в Восточном Тиморе, Черногории, Косово и Южном Судане. Мировая практика свидетельствует, что именно таким путем - без вмешательства метрополии - были реализованы права народов на самоопределение в Бангладеше, Эритрее, Восточном Тиморе, Черногории, а ныне и в Южном Судане посредством свободного волеизъявления на референдумах среди именно самоопределяющихся народов, а не населения их бывших метрополий в лице Пакистана, Эфиопии, Индонезии или Югославии-Сербии и Судана (3).

За прошедшие годы в демократической и независимой Республике Арцах выросло новое поколение, рожденное в свободной стране, неделимо связанной с тысячелетним национальным историческим и духовным наследием и интегрированной в мировое сообщество свободных наций.

С высоты независимости Арцаха, добытой героической политической борьбой, а затем и подвигом отражения агрессии колониального Азербайджана, вырисовывается ряд деятелей, внесших особый вклад в дело национально-демократического освобождения Карабаха и защиты ее суверенитета. Среди них считаю долгом отметить первых знаменосцев борьбы за свободу Карабаха Генриха Погосяна (глава Нагорно-Карабахской Автономной Области и первый всенародно избранный советский партийный лидер, чьими стараниями область направила петицию в Кремль о выходе из состава Азербайджанской ССР в 1988), Аркадия Манучарова (председатель комитета "Крунк"), Вачагана Габриеляна (председатель Национального Совета НКАО) и Артура Мкртчяна (первый спикер арцахского парламента - председатель Верховного Совета НКР).

Неоценима роль плеяды духовных лидеров национально-освободительного движения Арцаха в лице Католикоса всех армян Вазгена Первого, блестяших представителей интеллигенции Абела Аганбекяна, Зория Балаяна, Сильвы Капутикян, Сергея Амбарцумяна, Серго Микояна, Андрея Сахарова, Галины Старовойтовой, Людмилы Арутюнян, Рафаела Ишханяна, Грачика Симоняна, Рафаела Казаряна, Рафаела Папаяна, Константина Худавердяна, Лендруша Хуршудяна, Размика Навасардяна, Карена Юзбашяна, предводителя Арцахской епархии Архиепископа Паргева Мартиросяна и других, сформировавших ценностно-философский фундамент будущей Нагорно-Карабахской Республики.

Велико значение в консолидации армянства в Арцахе и Армении в русле Карабахского движения деятельности таких зачинателей массовых мирных демократических акций, как Игорь Мурадян и Жанна Галстян. Исключительно важны заслуги в государственном строительстве арцахской демократии Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна, Аркадия Гукасяна и Бако Саакяна. При всей противоречивости отдельных политических шагов, предпринятых первыми властями Республики Армения на пороге сложного и во многом неожиданного вызова воссоздания независимой армянской государственности, следует отметить вклад в карабахское национально-освободительное движение Левона Тер-Петросяна, Вазгена Манукяна, Бабкена Араркцяна, Ашота Манучаряна и других.

Воздания должного требует вклад в национальное самоопределение диссидентского движения в лице Паруйра Айрикяна и Ашота Навасардяна, а также карабахского подполья, вынужденного вести национально-освободительную борьбу в условиях военно-диктаторского режима, установленного бакинскими и московскими властями в Карабахе - после антиармянских погромов и наказания погромщиков в Баку в январе 1990 г. Трудно переоценить политико-дипломатическую и политико-разведывательную роль действовавшего в 1991 году в Москве правительства Нагорного Карабаха в изгнании на этапе провала перестройки и потери контроля СССР над собственной территорией и чудовищной по своей разрушительности совокупной мощью сверхдержавы. Правительство в изгнании, в 1991 году действуя в Москве в условиях строгой конспирации, оказало неоценимые услуги в том, чтобы Армения и Арцах были своевременно предупреждены о надвигающихся внутренних и внешних угрозах их существованию. Здесь уместно подчеркнуть специальные заслуги в защите высших интересов безопасности НКР и РА действовавших в апреле - декабре 1991 года Министра национальной безопасности правительства в изгнании - Мариуса Юзбашяна и министра юстиции Юрия Барсегова.

Велика роль последних коммунистических руководителей Армении Владимира Мовсесяна, Степана Погосяна, Арама Саркисяна и Сергея Бадаляна в обеспечении бескровной передачи власти - перед угрозой внешней агрессии - новым национальным силам.

Отражение внешней военной агрессии Азербайджана против самоопределившегося Арцаха выдвинуло плеяду блестящих военачальников, обеспечивших наказание агрессора путем создания армии самообороны НКР и строительства эффективной системы военной безопасности Республики Арцах и Республики Армения. Среди них выделяются имена Вазгена Саргсяна, Сержа Саргсяна, Вазгена Манукяна и Ваана Ширханяна, генералов Нората Тер-Григорьянца, Гургена Далибалтаяна, Христофора Иваняна, Грача Андреасяна, Анатолия Зиневича. В боях за свободу Арцаха в руководстве обороной выделились генералы Самвел Бабаян, Сейран Оганян, Аркадий Тер-Тадевосов, Юрий Хачатуров, Артюша Арутюнян, Микаэл Арутюнян, Леонид Мартиросов, Виталий Баласанян, Манвел Григорян, Мовсес Акопян и многие другие. На этапе перехода от фидаинского народного сопротивления к формированию боевых отрядов спецназовского типа под эгидой созданной им Армии Независимости отличился герой карабахского национально-освободительного движения Леонид Азгалдян. Следует отметить особую роль в отражении агрессии таких представителей армянской Диаспоры, как Монте Мелконян, Жирайр Сефилян и другие.

Требует внимания фундаментальное расхождение принципов и тенденций формирования политических культур Республики Арцах и Азербайджанской Республики. В случае с Арцахом - целенаправленное продвижение демократической государственности, готовящей себя к интеграции в семейство демократических субъектов международного права. В случае же с Азербайджаном - становление антидемократической династийной диктатуры султанатского типа, насаждающей в обществе культ личности семьи Алиевых и системную фашистскую армянофобию с фальсификацией истории региона, нацеленной на территориальные претензии и оправдание будущих агрессий в отношении соседей, а также манипуляцией сознанием подрастающего поколения. Симптоматика гипер-шовинизма алиевского режима выражена в героизации Рамиля Сафарова - трусливого убийцы спящего коллеги по международной программе обучения НАТО, армянского офицера. Данная провокация властей Азербайджана, нацеленная на подрыв участия трех постоянных членов Совета Безопасности ООН - России, США и Франции - в формате сопредседательства Минской группы в процессе мирного разрешения карабахского конфликта, была осуждена властями всех трех государств - сопредседателей (4).

О возможной подготовке Азербайджана к переходу от династийной нефтяной диктатуры к фашистскому режиму восточного типа свидетельствует осужденная международным сообществом вакханалия преследования - с публичным и массовым сожжением книг - азербайджанского писателя Акрама Айлисли, рискнувшего в своем художественном произведении правдиво описать наряду с добрососедством армян и кавказских татар в нахиджеванском городе Агулисе также жестокости турков и кавказских татар в отношении мирного армянского населения Нахиджевана и Баку. Официальные и ангажированные властью общественные круги в худших традициях нацистской Германии откликнулись репрессиями и обвинениями в предательстве. Налицо параллели между кострами из книг Гейне, Манна, Фрейда и Ремарка, сжигаемых фашистами гитлеровской Германии, и изданий народного писателя и заслуженного деятеля искусств Азербайджана (5).

Политика разжигания антиармянских настроений в настоящее время не ограничивается лишь оглуплением азербайджанского народа, но и эскпортируется в международное сообщество. Характерно разоблачение "губинского" импульса ксенофобии в отношении армян, с попытками манипулятивного вовлечения еврейской диаспоры в нагнетание антиармянских настроений, заданного главой соседнего государства. Именно его распоряжением о создании мемориального комплекса геноцида фактически канонизируется непроверенная версия о виновниках массовой кончины людей, захороненных в раскопанных могилах на севере Азербайджана и их национально-конфессиональной принадлежности. Коллеги из Израиля и еврейской диаспоры возмущаются тем, что глава Азербайджана включает в государственный протокол посещения руководителями еврейских организаций мемориала, построенного якобы над останками вырезанных армянами евреев, а на самом деле - над захоронениями армян, убитых в результате экспедиционного рейда по северу Азербайджана в 1918 году Кавказской исламской армии во главе с турецким генералом Халилом пашой и банд кавказских татар (6).

Данный факт симптоматичен тем, что отражает суть политики разрушения доверия между народами как фундаментальной основы разрешения конфликта и установления прочного мира между азербайджанским и армянским народами. Власти Баку уделяют особое место сознательному искажению информации о Геноциде армян в Османской империи. Государственная пропаганда неуважения к памяти 1,5 миллионов погибших армян выходит за рамки отдельных публикаций, принимая форму направляемого властями Баку святотатства. В качестве примеров грубой фальсификации истории Восточного Закавказья можно привести попытки политиканского "уравновешивания" имевших место в начале XX века геноцидальных преступлений против армянского населения несуществовавшим "геноцидом против азербайджанцев". На основе этих фальсификаций в 1998 году издан указ президента Азербайджанской Республики "О геноциде против азербайджанцев". Сами представители бакинской интеллигенции в узком доверительном кругу иронизируют по поводу этого бесчестного и опасного способа политической "консолидации азербайджанского народа" против армянского и русского народов. Они знают, что на самом деле в начале XX века имели место резня армян в Закавказье экспедиционным корпусом Османской Турции и ее приспешников в регионе в лице закавказских татар и сопротивление армян, как и в последующем - в ответ на погромы мирного армянского населения в Сумгаите в 1988 году и в Баку в 1990 году (7).

Примером оболванивания собственного народа и попыток дезинформации политических кругов мировой общественности является щедро оплачиваемая кампания бакинского режима по фальсификации авторства глумления над телами жертв Ходжалинской трагедии. Подробности данной провокации как инструмента политической борьбы за власть в Баку по свежим следам изложены в известном интервью президента Азербайджана Аяза Муталибова чешской журналистке Дане Мазаловой. Армянская сторона имеет все доказательства того, что трупы погибших находились в окрестностях города Агдама, бывшего в то время в зоне ответственности азербайджанских властей, под контролем их военных сил, и физический контакт армян с телами погибших с целью нанесения увечий телам этих жертв был невозможен (8).

Международное сообщество фокусирует внимание на участившейся критике властей Азербайджана в связи с попустительством законодательства и практикой дачи взяток должностным лицам иностранных государств и междунaродных организаций, участвующих в процессе урегулирования Карабахского конфликта и демонстрирующих толерантное отношение к фактам подобной политической коррупции (9).

Каковы же ориентиры мирного разрешения Карабахского конфликта?

Подчеркивая важность деятельности Минской группы ОБСЕ под сопредседательством трех постоянных членов Совета Безопасности ООН - РФ, США и Франции - по недопущению скатывания обстановки в Карабахе в новую войну, следует обратить внимание всех заинтересованных сторон на тот путь реалистической политики, который может привести к установлению прочного мира между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Он лежит через признание Азербайджаном законности референдума 1991 г. и независимости Нагорно-Карабахской Республики. Участники конфиденциальных переговоров по итогам Карабахской войны 1992-1994 гг. свидетельствуют, что к возможности подобного эффективного разрешения конфликта вместе со своими армянскими контрпартнерами склонялся также бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев.

Подготовка населения Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха к признанию НКР, а также к параллельным переговорам между Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Армения относительно статуса ряда территорий, составляющих зону безопасности НКР, - с гарантированием безопасности населения и стабильного развития всех трех независимых государств - может стать одним из факторов установления прочного мира и безопасности на Южном Кавказе и его интеграции в международное сообщество.

Залогом эффективности применения "умной силы" к разрешению Карабахского конфликта, в первую очередь, может стать переориентация позиции руководства Азербайджана от гонки вооружений, территориальных претензий к НКР и Армении, основанных на фальсификации истории коренных народов Южного Кавказа, и манипулирования отдельными нормами международного права к реалистическому компромиссу во всеобъемлющем разрешении конфликта в интересах прочного мира между армянским и азербайджанским народами.

Успешность подобной "перезагрузки" будет обусловлена наращиванием безопасностного сотрудничества между Россией, США и Францией, а также между ними и всеми тремя сторонами Карабахского конфликта - Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Армения, разделяющими ответственность перед своими народами и мировым сообществом за безопасность и устойчивое демократическое развитие Южного Кавказа.

Залогом готовности армянской стороны к мирному разрешению конфликта является недавнее переизбрание президентом Армении на новый срок Сержа Саргсяна, имеющего опыт взвешенного сотрудничества со всеми основными акторами, заинтересованными в установлении мира и безопасности в регионе Южного Кавказа.

1. Балаян Зорий. "Карабах. Письмо к читателю" (факсимильно). В книге "Политологические проблемы безопасности: Перестройка СССР - Карабах, Армения, Закавказье - Афганистан". Ер., ИНСИ МО РА, 2009, сс. 278-281. Там же: - Тер-Григорьянц Н. "Слово об авторе", сс. 282-285.

2. См. Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" No 1410-1 от 3 апреля 1990 г." Ведомости Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР", 1990, No 15; Закон АзР "об упразднении НКАО АзР", 26 ноября 1991 года. Ведомости ВС АзР, 1991, No 24;. Акт о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики, 10 декабря 1991г. г. Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, Министерство Иностранных Дел ): - available at: (http://www.nkr.am/rus/facts/referendum.html)

3. См: СБСЕ. "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ", Хельсинки, 1 августа 1975 г. Принцип VIII. Вебсайт ОБСЕ): - available at: (www.osce.org/documents/msc/1975/08/4044_ru.pdf);

Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. Центр ООН по правам человека. Права человека: Сборник международных договоров; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г, Центр ООН по правам человека. Права человека: Сборник международных договоров.

4. "U.S. PRESIDENT EXPRESSES CONCERN ON FACT OF RAMIL SAFAROV'S PARDON", Trend News Agency, Azerbaijan, 1 September 2012, 11:26 (GMT+05:00): - available at: http://en.trend.az/regions/scaucasus/azerbaijan/2060806.html

"ОСВОБОЖДЕНИЕ САФАРОВА ИДЕТ ВРАЗРЕЗ С НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - ГЕНСЕК ОДКБ", ИА REGNUM, 03.09.2012: ): - available at: http://regnum.ru/news/1567347.html

5. "РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ЛИШЕНИИ АКРАМА АЙЛИСЛИ (АКРАМА НАДЖАФ ОГЛУ НАИБОВА) ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "НАРОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ"", официальный сайт Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, 07 февраля 2013, 14:35: - available at: http://ru.president.az/articles/7231

См. также: "В АЗЕРБАЙДЖАНЕ СОЖГЛИ КНИГИ АЙЛИСЛИ", Радио Азаттык (Киргизская служба РСЕ/РС-Радио Свободная Европа/Радио Свобода, - available at: http://rus.azattyk.org/content/baku/24898715.html

6. Halil Pasa, "ITTIHAT VE TERAKKI'DEN CUMHURIYET'E BITMIYEN SAVAS", Istanbul, 1997, ss. 227-230. См. также: "BAKU EXPEDITION OF 1917-1918: A STUDY OF THE OTTOMAN POLICY TOWARDS THE CAUCASUS." CHAPTER IV: THE BAKU OPERATION BY CAUCASUS ISLAM ARMY (JUNE 1918-OCTOBER 1918)" by YALÇIN MURGUL, the Department of History Bilkent University, Ankara, September 2007, p. 113-209:, - available at: http://www.thesis.bilkent.edu.tr/0003428.pdf.

7. "УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ГЕНОЦИДЕ ПРОТИВ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ". ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ". г. Баку, 26 марта 1998 года: - available at: (http://www.human.gov.az/?sehife=etrafli&dil=ru&sid=MTMyMjMzMTA4MTMyNjE1) или (http://www.azembassy.kz/data/file/31marth.pdf).

8. Интервью президента Аз.Р А. Муталибова чешской журналистке Дане Мазаловой, "Я ГУМАНИСТ В ДУШЕ", "Независимая газета", 2 апреля 1992.

9. См. "ГРУППА ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ПУБЛИКУЕТ ДОКЛАД ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ": - "Кроме того, такие проблемы, как подкуп иностранных и международных должностных лиц, судей в стране и за рубежом, а также подкуп в частном секторе и использование служебного положения в корыстных целях не в полной мере нашли свое отражение в законодательстве страны. ГРЕКО сожалеет, что Азербайджан сделал почти максимально возможное число оговорок, допускаемое Конвенцией". - Council of Europe, GROUP OF STATES AGAINST CORRUPTION (GRECO) - available at: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1706477&Site=DC.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.