Посольство РФ и Союз соотечественников требуют запрета учебника "История Кыргызстана: XX-XXI века"
Москва, 15 февраля, 2013, 15:21 — ИА Регнум. "Излишне эмоциональные оценки в школьных учебниках могут отрицательно повлиять на межнациональные и даже на межгосударственные отношения", - заявил пресс-секретарь посольства России доктор политических наук Виктор Харченко в ходе обсуждения освещения в учебнике "История Кыргызстана: XX-XXI века" восстания 1916 года, сообщает интернет-редакция газеты "Вечерний Бишкек".
Также с резкой критикой "излишне натуралистического" описания жестокости при подавлении восстания выступил глава Российского объединительного союза соотечественников
Представитель аппарата президента Киргизии Нурджигит Кадырбеков высказался за необходимость учета в школьной программе стратегической линии на сотрудничество Киргизской Республики и Российской Федерации в преподавании.
В свою очередь автор учебника доцент Муратбек Иманкулов отверг эти обвинения и заявил, что его учебник основан на исторических фактах. Доцент убежден, что его интерпретация жестокого подавления восстания 1916 года "ни в коем случае не направлена против сегодняшней России и русских в самой Киргизии".
Справка ИА REGNUM: Среднеазиатское восстание 1916 года - восстание среднеазиатских народов Российской империи во время Первой мировой войны против российских властей, русских крестьян-переселенцев и семиреченских казаков. Мятеж (так называли восстание царские власти) был вызван указом о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах населения Средней Азии в возрасте от 19 до 43 лет. Беспорядки, начавшись 4 июля 1916 года в Самаркандской области, распространились на большую часть Средней Азии.
Для подавления мятежа были задействованы 30-тысячный отряд регулярной армии, а также отряды казаков и местных ополченцев. Опасаясь карательных акций, часть коренных жителей Казахстана и Киргизии (несколько сот тысяч человек) бежали в Китай. В истории это событие получило название "Чон Уркун" ("Великий Исход"). Жертвами событий по приблизительным данным стали несколько тысяч русских крестьян-переселенцев (в основном женщины и дети, мужчины ушли на фронт), а также от нескольких десятков до нескольких тысяч местных жителей.