Одной из горячих тем 2012 года в России стала борьба с пьянством за рулем. Внимание к ней со стороны руководства страны и общественности повысилось после ряда крупных аварий. Об этом заявил депутат Госдумы РФ, председатель координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в интервью журналу "Эксперт-Урал".

По словам Лысаков, самая страшная произошла 25 сентября 2012 года в Москве. Нетрезвый водитель "Тойоты" превысил разрешенную скорость, не справился с управлением, вылетел на автобусную остановку и насмерть сбил семерых человек.

Несмотря на показательные примеры, некоторые эксперты считают ажиотаж вокруг пьянства за рулем неоправданным. Аргумента два. Первый - с 2007 по 2011 год средний удельный вес ДТП, произошедших по этой причине, составляет те же 7,3%, что и в 2012 году. Второй - количество ДТП с нетрезвыми водителями могло вырасти в статистике из-за введения нормы в ноль промилле.

"Судя по данным, которые я запрашивал, в Московской области 13-15% водителей лишены прав за содержание алкоголя в крови от сотых долей до 0,2 промилле. В масштабах страны таких в год может быть около 40 тысяч. Хотя мы знаем, что состояние опьянения с клиническими признаками типа торможения реакции и прочего начинается с 0,5-0,8 промилле. То есть люди лишены прав не за то, что были реально пьяны, а за погрешность, которую имеет каждый алкотестер. Его точность измерения зависит от ряда факторов, начиная с температуры воздуха, заканчивая газовым составом. С ростом аварийности по вине пьяных водителей, на мой взгляд, такая же история. Выросло количество водителей, которых признали "пьяными", - пояснил Лысаков.

"На мой взгляд, для достижения быстрого и существенного эффекта в борьбе за снижение количества ДТП важно сконцентрироваться на профилактике нарушений ПДД, поскольку на них приходится подавляющая часть аварий. Для этого нужна эффективная работа по четырем основным направлениям. Первое - подготовка будущих водителей. Второе направление - грамотная система штрафных санкций за нарушения ПДД. Третье - необходимо создать эффективную систему контроля соблюдения ПДД и устранить возможность избежать наказания. Последнее направление - пропаганда", - перечислил направления Лысаков и подчеркнул, что "в нужном объеме по телевидению в прайм-тайм ее нет, да и в другое время тоже".

По мнению председателя координационного совета организации автомобилистов "Свобода выбора" борьба за безопасность дорожного движения в России должна выйти за рамки одной целевой программы и даже одного ведомства. В нее должны быть вовлечены все структуры, которые могут оказать хоть какое-то влияние.

"Будет ли к концу десятилетия выполнена задача федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения" по 25-процентному снижению смертности, прогнозировать невозможно. Пока не понятно даже, удастся ли повсеместно остановить ее рост хотя бы в 2013 году", - заключил Лысаков.

Отметим, против "нулевого промилле" высказались более 60% интернет-пользователей, опрошенных ИА REGNUM. Ограничение содержания алкоголя в крови на уровне 0 промилле не учитывает погрешности измерения, уверены 62,6% интернет-пользователей, принявших участие в онлайн-опросе. Полностью поддерживают норму в ноль промилле 34,2% респондентов, не определились 3,2%. Опрос проводился 18-22 октября, в нем приняли участие 10 тыс. 015 человек.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, депутат Антон Беляков от партии "Справедливая Россия" внес в Госдуму законопроект, возвращающий в законодательство 0,2 промилле для водителей. Народный избранник мотивировал это тем, что нужно бороться с пьянством, а не наказывать невиновных, поскольку "нулевого" промилле нет практически ни у одного человека, а пострадать граждане могут за стакан кефира. Напомним, минимальный порог содержания алкоголя в крови (0,3 промилле) был отменён в 2010 году.