Экономика Узбекистана входит в неуправляемый штопор? Таким вопросом задаются аналитики нью-йоркского портала EurasiaNet, который специализируется на проблемах стран Средней Азии. По мнению специалистов сайта, введенные в начале февраля правила, ужесточающие хождение валюты, приведут к новым экономическим сложностям. ИА REGNUM публикует материал полностью.

Узбекистан ввел новые масштабные правила в сфере банковских и импортных операций, которые, судя по всему, призваны предотвратить вывоз валюты за пределы страны. По словам обозревателей, в ближайшие месяцы гражданам республики и предпринимателям следует подготовиться к непростым временам, поскольку новые обременительные меры, как ожидается, приведут к повышению цен на основные товары и расширению теневой экономики.

Введенные в начале февраля новые правила, регулирующие обменно-валютные операции, сделали практически невозможным для рядовых граждан Узбекистана приобретение твердой валюты легальным путем. Согласно новым правилам, жители республики могут теперь обменять узбекские сумы не на наличные, а на "виртуальную" валюту на пластиковых банковских картах для использования за рубежом или для осуществления электронных операций. Одновременно власти начали производить аресты валютчиков, работающих на процветающем "черном рынке", где доллар США стоит приблизительно на 40 процентов больше официального банковского курса.

Новые правила в области обменно-валютных операций получили широкий резонанс, а 30 января таможенные власти потихоньку ввели еще и новые правила для импортеров, требующие заполнения многочисленных бумаг.

Согласно указанию Государственного таможенного комитета, отныне импортеры должны подавать "предварительные" таможенные декларации на ввозимые ими товары за 30 дней вперед. Вместе с предварительным декларированием импортеры также обязаны предоставить сертификаты соответствия товаров строгим и часто меняющимся санитарно-гигиеническим и ветеринарным правилам. Новые шаги увеличивают бумажную волокиту, осложняя и без того обременительный процесс. Вдобавок ко всему в Узбекистане - который неизменно фигурирует в списке самых коррумпированных режимов на планете и который организация Transparency International в своем последнем Индексе восприятия коррупции поместила на 170 место среди 174 участвовавших в обзоре стран - эта самая бумажная волокита зачастую дает властям возможность найти огрехи (будь то настоящие или мнимые) и потребовать взятку.

Официально новые таможенные правила направлены на "дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству", а также на "либерализацию" внешней торговли. Но в условиях столь внезапного введения новых правил, без какого-либо публичного обсуждения, мало кто верит властям на слово.

Отдельные региональные СМИ выражают мнение, что власти пытаются не допустить оттока валюты за рубеж; другие высказывают догадки, что так власти защищают деловые интересы некоего лица или семейства с большими связями (что вряд ли можно назвать неслыханным в Узбекистане). В любом случае, по словам аналитиков, трудно представить, что ограниченная отечественная производственная база сможет предложить на замену ассортимент товаров достаточного количества и качества, чтобы справиться с прогнозируемым колебанием цен по мере исчезновения товаров с прилавков магазинов.

Ограничение на ввоз товаров в Узбекистан не новость: в 2000 году Ташкент запретил физическим лицам ввозить товары для перепродажи. В 2009 году максимальная стоимость товаров для личного потребления, подлежащих беспошлинному ввозу, была сокращена до 10 долларов на лицо. Эти правила превратили заграничные вояжи для рядовых граждан республики в целую проблему. Теперь на пограничных пунктах то и дело можно наблюдать длинные очереди и таможенников, перетряхивающих багаж с целью выявления предметов, подлежащих обложению налоговым сбором или изъятию (либо истребованию по сему случаю взятки). Поскольку высокие тарифы на ввозимые товары уже способствовали сильному удорожанию потребительских товаров в Узбекистане, многие жители республики давно предпочитали делать закупки в соседних странах, таких как Казахстан и Киргизия. Существующие правила еще больше усложняют эту практику.

Неудивительно, что в вопросе совершенствования трансграничной торговли Всемирный банк поместил Узбекистан на последнее место в мире в своем обзоре "Ведение бизнеса" за 2013 год, в котором была проанализирована ситуация в 185 странах.

Аналитики полагают, что новые таможенные правила вкупе с последними валютными ограничениями призваны не допустить сокращения золотовалютных резервов Узбекистана. (Сокращая ввоз, власти, как представляется, сокращают отток ценной иностранной валюты и золота. Многие аналитики считают текущую статистику в этой области ненадежной). Ташкент не публикует данных о своих золотовалютных запасах, равно как и о доле экспортных поступлений, направляемых на пополнение этих запасов. Но учитывая нежелание правительства делать заимствования, ограничения на хождение твердой валюты дают основание полагать, что Ташкент испытывает сложности со средствами и подведением баланса.

"Одной из причин ограничений в сфере импортных операций, введенных вслед за недавними изменениями в сфере валютного регулирования, вероятно, может быть желание властей защитить валютные резервы страны, - говорит аналитик по Центральной Азии лондонской консалтинговой фирмы Control Risks Анна Уокер (Anna Walker). - Есть также вероятность, что эти меры являются отражением давнего курса, направленного на поддержку импортозамещающей индустриализации, хотя эта политика и оказалась неспособной обеспечить становление динамичной отечественной промышленности, производящей товары, способные конкурировать с импортными образцами".

Анна Уокер сомневается, что правительство Узбекистана сможет достичь поставленных экономических целей исключительно путем администрирования и директив. "Учитывая преобладание в большинстве секторов импортной продукции, представляется крайне маловероятным, что продукция отечественного производства сможет заменить импорт. Попытки правительства по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые сектора оказались по большей части безуспешными, и отечественные производственные мощности не могут заполнить пробел, образовавшийся в результате введения новых ввозных ограничений", - добавляет она.

Удушающие валютно-импортные правила зачастую вынуждают узбекских предпринимателей уходить в теневую экономику. В частном порядке многие признаются, что могут выжить, лишь раздавая взятки налоговикам и таможенникам. Как рассказал один предприниматель, ювелир, согласившийся побеседовать на условиях анонимности, любые новые ограничения для импортеров, на его взгляд, вводятся лишь с одной целью: "Не допустить оттока иностранной валюты из страны".

Новые ограничения, скорее всего, приведут к негативным последствиям, подтолкнув вверх цены и заставив еще больше предпринимателей "уйти в тень", полагает Анна Уокер: "Самым непосредственным результатом, по всей вероятности, станет повышение цен в связи с сокращением товаров, а также рост теневой экономики, поскольку потребители и розничные торговцы будут пытаться обойти ограничения".

И хотя видимых изменений цены на товары первой необходимости в столице республике, Ташкенте, пока не претерпели, ограничения уже начали негативно сказываться на поставках. Как сообщил EurasiaNet.org один владелец магазина, он столкнулся с трудностями при закупке шоколада и конфет. Другие товары пока есть в наличии, пояснил он, но местные поставщики прекратили принимать и выполнять заказы.