Вандалы осквернили Музей Набокова в Санкт-Петербурге, на Большой Морской, 47 во второй раз. Сегодня, 29 января. Я позволю себе процитировать вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи, его комментарий на первую хулиганскую выходку против музея Набокова: "Произошедшее в музее Набокова я расцениваю как мелкое хулиганство, грязную выходку... Я ответственно заявляю, что власть в городе в силах защитить...". Дальше можно не продолжать. Не в силах. Никого. Ни граждан, ни культурное наследие величайшего из городов мира.

А, собственно, кем был открыт этот ящик Пандоры? Не попустительство ли властей, не их ли бездействие было сигналом для разлетевшейся по городу и стране нечисти? Кто дал отмашку на очередное пришествие Хама?

Кстати, что делать с Пушкиным прикажете, господа блюстители национальной нравственности? Как там, в "Онегине", няня - Татьяне: "Мой Ваня моложе был меня, мой свет. А было мне тринадцать лет". Прототипом Татьяниной няне служила няня самого Пушкина, Арина Родионовна. Чему хорошему, спрашивается, могла она научить "наше все"? И, если припомнить, то браки такого рода были обычным явлением. Так что, няня Пушкина была в тренде.

Вот выдержки из монографии доктора исторических наук, профессора Н. Л. Пушкаревой "Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. (Х-начало Х1Х в)": "...Что касается возраста невест, то в начале ХУШ в. была сделана попытка отойти от старой традиции низкого брачного возраста невест: Указ о единонаследии 1714 г. определял 17 лет как возрастной ценз девушек при вступлении в брак. Однако обычай выдавать замуж рано, в 12 лет, когда девочки были не-самостоятельными и зависимыми не только от воли, но и от житейского опыта родителей, продолжал сохраняться, несмотря ни на какие указы. Церковные правила по-прежнему обязывали "сродичей" женить девочек и вообще детей без задержки, едва те "войдут в возраст": "Всякому родителю подобает сына своего женить, егда скончается возрасту его 15 лет, а дочери 12 лет".... В середине, а особенно в конце ХVIII в несовпадение живучей традиции и законодательства стало особенно явным. Указ Синода 1774 г. вернулся к старой практике, понизив брачный возраст девушек до 13 лет. Петровское новшество оказалось нежизнеспособным: большинство дворян, не говоря о других сословиях, выбирало себе в ХVIII в. 12-13-летних жен. Известный мемуарист Андрей Болотов сообщил, что он сватался к 12-летней невесте и сыграл свадьбу через год после сватовства. Князь Юрий Долгорукий женился на одиннадцатилетней девочке. Датский посол Юст Юль отметил в своих записках, что жене воеводы, у которого он гостил, не было и 12-ти..."

Нет. Это не разврат. И не фабрика по производству Лолит. Это норма жизни, вызванная определенными условиями и традициями. И об этом можно было бы и вовсе не упоминать, если бы имелась надежда, что вандалы, оскверняющие музеи и памятники, хоть как-то знакомы с историей страны, в которой имеют честь проживать.

Если кто-то из наших оголтелых удосужится, крестясь и плюя через левое плечо, прочитать роман Набокова "Лолита", то, может, и поймет, что книга эта - о любви. Вызвав скандал по обе стороны океана, эта книга вознесла автора на вершину литературного Олимпа и стала одним из самых известных и, без сомнения, самых великих произведений ХХ века.

Сегодня, когда полемические страсти вокруг "Лолиты" уже давно улеглись, можно уверенно сказать, что это - книга о великой любви, преодолевшей болезнь, смерть и время, любви, разомкнутой в бесконечность, "любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда".

Рекомендую распечатать набоковский текст, чтобы его заучивали наизусть вандалы, действия которых городская власть пытается выдать за "мелкое хулиганство" и "грязную выходку". Ведь их поймают, не так ли? Ведь городские власти постараются, чтобы Санкт-Петербург не был предметом посмешища и/или сочувствия мирового культурного сообщества?

Справка.

Петербургский писатель Наталия Соколовская родилась в Ленинграде, окончила Литературный институт имени Горького в Москве, десять лет прожила в Грузии. Проза Соколовской печаталась в журналах "Новый мир", "Нева", "Звезда". Книга Соколовской "Любовный канон" вошла в 2011 году в длинный список Национальной литературной премии "Большая книга".

Соколовская - автор проекта и редактор книги "Ольга. Запретный дневник" - дневники, письма, запрещенные ранее произведения Ольги Берггольц, редактор книги "Человек из Оркестра" - дневника музыканта оркестра Радиокомитета, исполнявшего "Седьмую" (Ленинградскую) симфонию Дмитрия Шостаковича в августе 1942 года в блокадном Ленинграде, редактор нового издания книги Алеся Адамовича и Даниила Гранина "Блокадная книга". Член Санкт-Петербургского ПЕН-клуба.