"Иран - один из важнейших стран региона, без него едва ли можно рассчитывать на решение многих существующих здесь проблем", - заявил министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции 23 января.

По его словам, позиция Москвы заключается в том, что в условиях, когда у некоторых арабских стран Персидского залива накопились проблемы в отношениях с Ираном, их нужно открыто обсуждать, а не призывать к изоляции Тегерана, т.к. это путь в тупик. "Уже неоднократно предпринимались попытки изолировать многие страны, а сейчас все понимают, что с Ираном такого не получится", - отметил министр.

Лавров также приветствовал заявление президента США Барака Обамы на церемонии его инаугурации, в частности, по поводу того, что США "завершают десятилетие войн и конфликтов, отдавая предпочтение политико-дипломатическим методам решения международных проблем". "Я приветствую эти слова, если они, действительно, означают прекращение силовых методов решения международных проблем. Мне кажется, все уже убедились, что такие методы только создают новые проблемы: кризисы множатся, все шире происходит "перетекание" нестабильности. Поддерживаю также слова о необходимости полагаться на политические методы урегулирования различных кризисов. Это наша позиция, и если США приходят к такому же выводу, то это можно только приветствовать", - отметил глава внешнеполитического ведомства РФ.

Он заметил, что Россия готова координировать с США действия по урегулированию конфликтов в различных регионах мира, поскольку опора на идентичные принципы отказа от войн и продвижения мирных методов создает хорошую основу для того, чтобы налаживать координацию между Россией, США и другими ведущими государствами. "Попытки убедить в необходимости силового решения иранской "ядерной программы", подготовить и реализовать удары по иранским ядерным объектам и в целом по инфраструктуре, как об этом говорили, - идея очень опасная. Рассчитываем, что они не воплотятся в жизнь. По крайней мере, подавляющее большинство государств мира занимают аналогичную позицию", - отметил дипломат.

Он напомнил, что в период присутствия США в Афганистане, когда возникали проблемы с безопасностью американских контингентов, Вашингтон, не задумываясь, шел на прямые контакты с иранцами. Тогда, по словам министра, никаких сомнений в том, что с Ираном можно и нужно говорить, когда возникали угрозы для американских войск в Ираке и Афганистане, у Вашингтона не было. "Когда же наши американские партнеры категорически отказались приглашать Иран на встречу по Сирии, мы сочли это большой ошибкой. Иран поддержал Женевское коммюнике, хотя оно было согласовано без его участия. Мы настоятельно предлагали дополнить состав собравшейся в Женеве группы за счет приглашения Ирана и Саудовской Аравии, но этому помешала антииранская заряженность. Иран - государство Персидского залива. Мы уже многие годы продвигаем идею создания в регионе зоны безопасности. У нас есть набросок соответствующей концепции, который достаточно давно передали арабским государствам этого региона. О нем знают и иранцы. Мы предлагаем, чтобы все страны Залива (и арабские государства, и Иран) при участии ЛАГ, ООН, пяти постоянных членов СБ ООН, возможно, еще каких-либо участников провели мероприятие, на котором был бы дан старт подготовке договоренностей, укрепляющих доверие и безопасность в этом регионе. Кто-то говорит, что это схоже с общеевропейским процессом. Может быть и так, если эта идея будет включать обмен информацией о военных потенциалах, приглашения на учения, возможно, договоренности об ограничении вооружений", - резюмировал Лавров.