Ситуация в Южной Осетии - стабильная, с элементами риска: осетинский участник встречи экспертов в Ереване
Южная Осетия, 17 января, 2013, 18:07 — ИА Регнум. На прошедшей в Ереване 12-13 января 2013 года под эгидой западных неправительственных организаций встрече между представителями грузинской и югоосетинской гражданских обществ, направленной на восстановление взаимопонимания и доверия между двумя сторонами, выступил с докладами ряд представителей общественности и экспертов из Грузии, Южной Осетии, России и США.
В их числе: политолог
ИА REGNUM опубликует тексты этих докладов, имеющиеся в распоряжении агентства. В первую очередь, представляем доклад югоосетинского политолога Коста Дзугаева "Южная Осетия перед 2013 годом".
"Поскольку последняя наша встреча проходила в начале ноября 2012 года (в рамках общественного диалога "Точка зрения" - ред.), то вполне логично построить экспертное рассмотрение ситуации в Южной Осетии именно с этого времени, и даже в увязке с самой тогдашней встречей.
Дело в том, что она вызвала несколько неожиданный и довольно резкий резонанс в Южной Осетии, причём на высшем уровне государственного руководства. 15 ноября на рабочем совещании с членами правительства Южной Осетии президент
Ко мне обратилось немало людей, выражавших обеспокоенность дальнейшим развитием событий в сфере неправительственных организаций нашей республики, а также и касательно лично меня. В целях успокоения этих тревожных ожиданий я счёл целесообразным дать краткое и предельно корректное пояснение этого досадного эпизода в интервью "Эхо Кавказа": "Совершенно очевидно, что президент был дезориентирован, по-видимому, некоторыми из тех людей, которые готовили для него информацию об этой встрече. Потому что никаких рассуждений об изменении статуса нашей республики там не было и быть не могло. Возникает вопрос, каким образом удалось это сделать? Факт дезориентации президента - это очень печальный факт не только для нас - группы, которая ездила на эту встречу, - но в целом для отношений президента с неправительственным сектором, с гражданским обществом. Я очень надеюсь, что новый год начнется с нового старта, и в структуре, обеспечивающей информационную поддержку президентской деятельности, будет отлажена работа, которая бы исключила возможность такого рода.
Действительно, негатив в общественном сознании сложился ощутимый. Могу согласиться с комментарием Лиры Цховребовой, в котором она напомнила о наличии уже определённой традиции отрицательного отношения к НПО в югоосетинском обществе, указав, что моральную санкцию на такое отношение общество получило ещё с 2005 года от тогдашней власти. Мы помним, что в первые годы президентства
Полностью исправить ситуацию и перевести её в позитивное взаимодействие государства и НПО, гражданским обществом в целом, так и не удалось, в основном по причине упорного отказа в финансировании со стороны правительства
Наоборот, в СМИ прошли публикации, на мой взгляд, загоняющие ситуацию в тупик; высказывались и должностные лица - так, например, председатель парламента, он же лидер компартии
Участниками стамбульской встречи предпринимались попытки разъяснить ситуацию тем или иным представителям властных структур. По итогам этих контактов министр иностранных дел
Очевидно, что данная установка отражает утвердившийся в действующем югоосетинском руководстве курс на максимальную изоляцию от Грузии. Трудно сказать, является ли в настоящее время такая политическая практика реализацией московских рекомендаций, но по опыту прежних лет обычно это бывало проявлением слабости отдельных чиновников, избегающих борьбы за интересы Республики, что называется, лицом к лицу. Эта установка влияет уже и на каждодневную деятельность соответствующих министерств. Так, на моё письмо в министерство иностранных дел, где я сообщал о своём выезде на данную встречу и обращался с предложением провести беседу перед выездом с югоосетинскими участниками, ответа не последовало. Но если это ещё можно понять, то как можно понять аналогичную реакцию - т. е. отсутствие какой бы то ни было реакции - на поступившее нескольким должностным лицам РЮО приглашение принять участие в работе крупнейшего неправительственного мероприятия в России, а именно Всемирного Русского Народного Собора в Ставрополе? Я был в числе приглашённых, и в итоге оказался на Соборе в единственном числе от Южной Осетии, причём в качестве частного лица; не отпустили на мероприятие, собравшее 1500 человек, даже уполномоченного по делам религии при президенте
На упоминавшейся встрече президент отметил, что в республике образовалась новая политическая реальность, благоприятная для общественно-политической активности граждан. В самом деле, 5 декабря состоялся учредительный съезд
В социально-экономическом отношении период, как и год в целом, оставил в общественном сознании ощущение неудовлетворённости. Конечно, построены жилые дома для десятков семей, почти закончены работы на трёх улицах Цхинвала, сдано в эксплуатацию здание для государственного ансамбля песни и пляски "Симд", запущено автобусное сообщение с Ленингором, достроена автодорога Цхинвал-Знаур и т. д. Но - всё ещё многие люди живут в не восстановленном жилье, либо продолжают стоять в очередях, дорог должно было быть отработано гораздо больше, стал притчей во языцех киноконцертный комплекс "Чермен". Существенное влияние на общество оказывают результаты расследования по злоупотреблениям в ходе восстановительных работ до президентских выборов: генпрокуратура заявляла о раскрытых хищениях на сотни миллионов рублей, следствие продолжится в 2013 году.
Социально-экономическое развитие на 2013 год, очевидно, ограничится такими же "точечными" работами, как и в 2012, так как развитие экономики как таковое планируется начать в 2014 году; разрабатывается Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию в 2014-2016 годах, по-видимому, укладывающаяся в Стратегию социально-экономического развития Южной Осетии до 2030 года, на ближайшие время состоящую из отраслевых программ, а в среднесрочном порядке до 2017 года. Разработка Инвестпрограммы должна закончиться к апрелю 2013 года.
В целом ситуацию в Южной Осетии можно охарактеризовать как достаточно стабильную с элементами риска. Грузино-осетинские отношения можно характеризовать как ненулевые, с потенциалом медленного роста".