Российская сторона виновата в срыве сроков по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе белорусского ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ". Об этом 15 января в Минске на пресс-конференции Александра Лукашенко заявил первый зампред правительства Белоруссии Владимир Семашко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Российская сторона пытается пересмотреть условия, точнее - рыночную оценку, которая была сделана независимой компанией Ernst&Young еще в апреле месяце", - заявил Семашко. По его словам, тогда Ernst&Young оценила "МАЗ" в $1 млрд 82 млн, "КАМАЗ" - в $1 млрд 620 млн.

"Исходя из этого мы должны создать структуру 50 на 50, когда 75% минус одна акций "МАЗа" пойдёт в эту холдинговую структуру, за 49,9 [процентов акций] которые принадлежат сегодня России, государственный пакет, в эту структуру. Вот Россия пытается поднять эту планку - выше, чем $1 млрд 620 млн, нарушает паритет. Это первый вопрос", - сказал Семашко.

Второй вопрос, по словам белорусского чиновника, состоит в том, что российская сторона пытается сформировать наблюдательный совет "Росбелавто" по принципу "пять против четырех - это, как в народе говорят, против лома нет приема, любо решение принимается в пользу российского партнера. По словам Семашко, так получается потому, что в наблюдательный совет должны быть делегированы по 4 человека от белоруской и российской сторон, но с двумя голосами у главы совета, который будет представлять российскую сторону. Более справедливо, сказал Семашко, создать данный совет по принципу ротации - так, как это сделано на ОАО "Белтрансгаз", ЗАО "Белорусская калийная компания".

Комментируя перспективы объединения белорусского госпредприятия "Гомсельмаш" и российского "Ростсельмаш", Семашко сказал, что российское предприятие - частная компания, которой правительсво РФ не может приказать объединиться с белорусским госпредприятием, и это осложняет процесс обсуждения условий переговоров. Кроме того, "Гомсельмаш" - "сильнее" российской компании. Вице-премьер сообщил, что у него состоялись переговоры с представителями российской стороны, создана двухсторонняя рабочая группа, которая должна в ближайшие месяцы подготовить предложения по условиям создания холдинга.

Александр Лукашенко дополнил ответ Семашко и заявил: "МАЗ-КАМАЗ - управляющая компания. Я настаиваю на том, чтобы там не было обмена собственностью". "Когда мы увидим, что что-то добавили - тогда будем говорить. Это принципиально", - сказал Лукашенко.

Как сообщало ИА REGNUM, 25 декабря в интервью российской газете "Ведомости" генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин заявил, что создание российско-белорусского холдинга "Росбелавто" по-прежнему интересует ОАО "КАМАЗ", однако процесс объединения осложняется заявлениями политиков. До этого, 9 ноября, Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко заявил, что грузовик "МАЗ" - это "российский автомобиль", и смысл объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "МАЗ" не очевиден. Комментируя перспективу объединения минского и камского автозаводов в холдинг "Росбелавто", Лукашенко завёл речь о продаже госсобственности, усомнился в технологическом уровне ОАО "КАМАЗ" и выразил недоумение в связи с возможной перспективой объединения минского автозавода с ОАО "КАМАЗ". Лукашенко отметил: "Зачем и кому надо это искусственное объединение? На меня обижаются, что политика тут играет большую роль в Белоруссии. Никакая не политика, я экономист, ответьте мне на эти вопросы - что получит от приватизации "МАЗ" или "КАМАЗ"? Ответа нет. Вот надо объединить и все, и при том контрольный пакет должен быть, и так далее и тому подобное".

Напомним, предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". В интервью изданию "Вести КАМАЗа" гендиректор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин 2 ноября заявил, что представители ОАО "КАМАЗ" терпеливо ведут переговоры с белорусской стороной, однако конкретных договорённостей о создании холдинга "Росбелавто" пока нет. Когогин сказал: "То, что касается возможных отношений с "МАЗом", это больше политика. И часто мы с "МАЗом" идём по чёткому пути, но потом этот процесс на каком-то этапе внезапно останавливается, что говорит о том, что дальше должно приниматься уже некое политическое решение. Мне очень трудно что-либо отвечать по этой крупной корпорации, которая на 100% принадлежит государству. Потому что мы всё-таки основываемся на экономической целесообразности и бизнесе, и уже просчитали, что и кому даст наш альянс с "МАЗом".