Осуществление полетов над Нагорным Карабахом с использованием аэропорта в Степанакерте является незаконным и противоречит нормам международного права. Об этом министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил 14 января на совместной с главой МИД Норвегии Эспеном Бартом Эйде пресс-конференции.

"В целом, аэропорт сам по себе не создает большой проблемы. Ходжалинский аэропорт может использоваться в гуманитарных целях, но все эти вопросы должны регулироваться в рамках большого плана. Если армянская сторона согласна вывести свои войска с оккупированных азербайджанских территорий, и если вопрос использования аэропорта будет частью большого мирного соглашения, то это не представляет собой проблемы", - подчеркнул министр.

Однако, по словам Мамедъярова, основная проблема заключается в том, что "как мы неоднократно подчеркивали, если армянские войска останутся на оккупированных территориях Азербайджана, то это противозаконно и противоречит международным нормам и Чикагской конвенции". "Если же армянская сторона хочет использовать этот аэропорт, то должна вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана", - отметил глава МИД.

Как известно, аэропорт Степанакерта, построенный в 1974 году, перестал действовать в 1992-м, когда началась полномасштабная война между провозгласившей свою независимость НКР и Азербайджаном. Его реконструкция началась четыре года назад. Было построено новое здание аэровокзала, расширена и удлинена взлетно-посадочная полоса. Когда армянская сторона в 2011 году заявила о намерении возобновить регулярные полеты, Баку выступил с угрозами сбивать любые самолеты, летящие в Степанакерт или взлетающие оттуда. Это вызвало негативную реакцию международного сообщества, а официальный Ереван назвал подобные угрозы "проявлением государственного терроризма". Президент Армении Серж Саргсян заявил, что он лично "станет первым пассажиром первого авиарейса, который направится из Армении в Карабах".

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ ранее заявили, что деятельность данного аэропорта не может быть использована с целью поддержки действий, направленных на изменение статуса Нагорного Карабаха, и призвали стороны действовать в рамках международного права и в соответствии с текущей практикой полетов над территориями своих стран.