1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - закон № 15-ФЗ), и полностью изменил статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - закон № 159-ФЗ), тем самым, обеспечив детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительными мерами по защите от мошенников и аферистов.

Так ли это на самом деле? Смогут ли внесенные изменения в полной мере защитить детей-сирот от действий "граждан", которые могут воспользоваться их доверчивостью? Об этом ИА REGNUM рассказала юрист Ирина Лиманская.

В соответствии со старой редакцией статьи 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" закона № 159-ФЗ всё было просто и понятно для органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.", то есть - имеется жильё у детей - право на него сохраняется, нет жилья - им предоставляется жильё вне очереди, на этом миссия государства заканчивалась, что происходит с указанными детьми и предоставленным им жильём - никого не касалось, в результате чего дети-сироты попадали под действие "добрых" дядей и тётей, которые "помогали" им выжить в условиях самостоятельной жизни.

Новая редакция вышеуказанной статьи закона №159-ФЗ "ужесточает" назначение предоставляемого данной категории детей жилого помещения: ".....предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" (ч. 1), и возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления функции "контроля за использованием жилых помещений и распоряжением жилыми помещениями" (ч. 2), а так же за "обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений".

Кроме этого, устанавливает определённые обстоятельства "невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" (ч. 4), что так же улучшает положение детей-сирот, т.к. реально у детей имеется доля в праве собственности на жилое помещение или имеется договор социального найма жилого помещения, в котором они зарегистрированы и имеют право проживать, но фактически проживать и пользоваться указанным жилым помещением не имеют возможности из-за того, к примеру, что в жилом помещении проживают родители-алкоголики, родители лишённые родительских прав, или один из родителей, который вступил в новый брак, и у них не сложились отношения с супругом родмтеля и т.д., в связи с чем ребёнок уходит из дома и проживает неизвестно где и с кем.

Определён "порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" (п. 5), который устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Также внесёнными изменениями установлен срок, на который заключается договор найма специализированного жилого помещения - 5 лет, который может быть продлён при наличии определённых обстоятельств ещё на 5 лет по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации: "Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации".

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор социального найма в отношении данного жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Хочется остановиться на понятии "жилого помещения специализированного жилищного фонда", почему заключение договора найма специализированного жилого помещения ограждает детей-сирот от "добрых "дядек-тетек", желающих помочь". В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ - "В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом", то есть данная категория жилых помещений находится в ведении и под контролем органов власти. Также "специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом" (ч. 3) (прим. - по договорам найма специалированных жилых помещений, о которых идёт речь).

Таким образом, предоставление специализированного жилого помещения детям-сиротам всё-таки защищает их от посягательств на их жильё со стороны недобросовестных лиц, мошенников и аферистов как минимум на 5 лет, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей, предусмотренных указанным законом, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Что касается заключения в дальнейшем договора социального найма жилого помещения, то договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, при этом все контрольные обязательства с органов власти снимаются.

По договору социального найма жилого помещения наниматель также не имеет права распоряжаться данным помещением, но - согласно ст. 72 Жилищного кодекса РФ - "Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю"; и далее ч. 5 - "Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, может быть совершен между гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных как в одном, так и в разных населенных пунктах на территории Российской Федерации", то есть возможен обмен жилыми помещениями, к примеру, жителю большого города на сельское поселение в глубинке. Не является ли это очередной лазейкой для мошенников - вопрос?

В общем и целом, внесённые изменения в закон № 159-ФЗ, в большей части защищают права и интересы детей-сирот, если ещё принять во внимание, что с 1 марта 2013 года заканчивается приватизация жилых помещений, то есть передача бесплатно в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, и другого способа передачи в собственность граждан муниципального жилья на сегодняшний день нет.

Однако как всегда работать данный закон будет только тогда, когда органы государственной власти и органы местного самоуправления будут должным образом исполнять возложенные на них обязанности и контроль.

Для исполнения всех, указанных в законе, обязанностей, органам власти необходимо будет создать как минимум один (а то и два-три) дополнительный отдел, который будет в полной мере контролировать распределение специализированного жилья для детей-сирот, будет обследовать условия их проживания, принимать решения о выводе данного жилья из категории специализированных или о продлении договора найма специализированного жилья, делать заключения о возможности проживания детей на территории, где они имеют право жить или являются собственниками. Объём работы будет соответствующий, ведь за каждым ими принятым решением и заключением будет стоять судьба ребёнка.

Готовы ли на сегодняшний день органы власти фактически перейти к исполнению изменённого закона № 159-ФЗ - неизвестно. Кроме того, как всегда - будет стоять вопрос бюджетного финансирования нового отдела (или отделов). Поэтому - закон принят, закон вступил в силу, но когда он начнёт работать в полную силу и защищать детей-сирот от посягательств мошенников на их недвижимое имущество - вопрос открытый.