"Европейский путь развития - либеральный. Довольно жестким и узким является евразийский вектор, который продвигает Москва. Речь идет о выборе между возможностями иметь выбор или не иметь его. Таможенный союз, который, согласно официальным заявлениям, будет ядром Евразийского союза, блокирует все возможности выбора. Евразийский союз имеет политический контекст и в нем превалируют нездоровые имперские стремления России", - заявил в интервью ИА REGNUM экс-глава Центробанка Армении, экономист Баграт Асатрян.

ИА REGNUM: Г-н Асатрян, как вы оцениваете экономические итоги 2012 года в Армении? Официальная статистика указывает на рост экономики, но докризисный уровень еще не достигнут.

Не хочу удивлять, но в 2012 году положительных моментов в экономике страны было достаточно. По предварительным данным, удалось обеспечить экономический рост на уровне 6,5%-7%. Инфляция находится на довольно низком уровне - ниже 4% в годовом разрезе. Можно сказать, что это лучший результат в посткризисный период. В числе положительных сдвигов можно назвать также опережающий рост промышленности, особенно горнорудной, которая стала одним из драйверов экономики. Следующее - рост объемов экспорта по отношению к импорту. Можно назвать еще ряд положительных явлений, что неоднократно делали и официальные лица. Однако главное не рекламировать достижения, а открыто говорить о проблемах, требующих решений. Основная проблема заключается в том, что в условиях нынешнего роста Армения пока не преодолела последствия кризиса и не достигла докризисного уровня. Это может случиться в 2013 году, если в экономике страны не произойдет ничего форс-мажорного.

Проблематичной продолжает оставаться сфера строительства, где уже несколько лет продолжается спад. Таким образом, искажается естественное воспроизводство экономики и ощущается дефицит рабочих мест. Одной из причин миграции из Армении (самая актуальная проблема страны) является продолжительный спад в этой сфере, которая прежде обеспечивала довольно большую занятость. Большие опасения вызывают низкий уровень инвестиций, в том числе иностранных, их сокращение. Это особенно должно беспокоить власть. Показатели 2012 года существенно уступают цифрам 2011-го. К важным проблемам можно также отнести катастрофическое состояние рынка недвижимости, резкое снижение количества сделок - это показатель недееспособности рынка как системы. Сейчас цены на рынке определяются посредством случайных сделок, механизмы их определения не действуют.

ИА REGNUM: Вы говорили о росте промышленности в прошлом году. На ваш взгляд, изменилось ли качество роста в плане перехода от статуса сырьевой экономики к перерабатывающей? До сих пор Армения, особенно в горнорудной промышленности, была только поставщиком сырья.

Качественных изменений в этой области не произошло. Определенное развитие есть, но не в том объеме, чтобы они имели какое-то решающее значение. Здесь превалирует горнорудная промышленность, производство концентрата металлов и прочее, однако качественных изменений в плане развития перерабатывающей отрасли не наблюдается. Но, в конце концов, несмотря на объемы промышленности, лицом экономики Армении является торговля, доля которой достигает 50%. Грубо говоря, сегодня Армения - страна, которая не производит или предлагает продукцию, а потребляет ее, и экономика базируется на прибыли от товарооборота. Это было бы неплохо, если бы наша доля во внешней торговле была большой. Здесь мы имеем дело с реализацией импортируемых товаров. Помимо прочего, импортируемые товары "проходят через несколько рук" пока доходят до конечного потребителя, что, конечно же, влияет на ценообразование. В широком смысле слова, мы сильно отстаем от экономик с нормальной рыночной конкуренцией, где определяющими являются рыночные механизмы.

Таким образом в плане промышленности Армения остается страной, которая поставляет только сырье. Не думаю, что в ближайшие 2-3 года можно будет переломить ситуацию, добиться сдвигов в развитии перерабатывающей экономики. В этом направлении не работает и денежно-кредитная политика страны, поскольку сейчас позиции нацвалюты сверхусилены. В этих условиях, конечно же, намного выгоднее импортировать, нежели производить и заниматься экспортом. Прошлый год, когда можно было зафиксировать экономический рост и сдержать инфляцию, был шансом для властей начать исправлять ситуацию по части экспорта, но они не пошли на это. Иногда создается впечатление, что каждый во власти пытается не совершать ошибок вместо того, чтобы выступить с инициативами. Мы достигли точки, когда качественные изменения являются императивом во всех сферах - политика, экономика, финансы и прочее. Без реформ в политике, без изменения политического климата не получится четко определить экономические ориентиры, поставить четкие задачи и добиться их решения.

В первую очередь нужно сформировать политическую команду, чтобы потом определить проблемы и работать над их решением. Однако нынешним "пустым" парламентском большинством (правящая Республиканская партия Армении по итогам выборов в мае 2012 года составляет большинство в Национальном собрании - ред.), невозможно это сделать. Правящая партия перестала давать продукты в политике, она просто пытается сохранить количество мест в парламенте. Это превратилось в простую арифметику. Нет команды, которая руководствуется общими целями и работает исходя из определенных политических стимулов.

ИА REGNUM: Перейдем к бизнесу. Стал ли он комфортнее чувствовать себя в Армении в 2012 году? Видит ли бизнес результаты усилий правительства, направленных на решение существующих проблем, в том числе в плане государственной бюрократии и коррупции?

Формально существенно облегчена процедура регистрации бизнеса. Здесь, конечно, есть сдвиг. Но нет качественных перемен в плане ведения бизнеса. В экономике Армении малый и средний бизнес составляет меньшинство, а должно быть наоборот. Кроме того, эта отрасль не только не в состоянии развиваться, она еле решает вопросы своего выживания. В конце концов, миграция является производной от этого явления, поскольку уезжает активная часть общества, которая пыталась что-либо сделать, однако не достигла успеха. Мигрировать нелегко, поскольку нужно изменить обстановку, социальный ландшафт и все начинать заново... Люди идут на это шаг вынужденно.

Бизнес-среда в Армении остается под контролем и диктатурой олигархии. Все решают не законные механизмы, а законы неписаные, теневые договоренности между конкретными личностями. Это государство в государстве со своими законами, банд-формированиями и пирамидальной структурой выстраивания отношений. Поэтому бизнес в Армении ищет "политическую крышу" и работает механизмами попечительства. Это превратилось в определенную психологию у инвесторов. Когда инвестор хочет начать серьезный бизнес в Армении, ищет политические гарантии в верхних эшелонах власти, а не надеется на закон. В этом плане мы остаемся составляющей частью восточной системы. Законы - европейские, а нравы, структура реальных отношений - восточная.

Однако все дело в том, что указанная система кормит только нескольких людей, отдельных лиц, а основная технократия, высокопоставленные лица не допускаются к властной кормушке. Среди официальных лиц, есть личности, я имена не назову, которые попытались, что-то изменить, однако у них сейчас "руки в синяках". У них нет даже права думать об этом. Кормушка власти не предусмотрена для всех высокопоставленных лиц. У нас есть власть, госструктуры со своими полномочиями, однако основными потоками управляет эта неформальная группа.

ИА REGNUM: Вы отметили, что основные проблемы в экономике являются производной политических отношений в Армении, где партия власти обладает политической монополией. Как вы думаете, не значит ли это, что оздоровление в экономике начнется после того, как в политике произойдет раскол? Например, в виде разделения правящей партии на две или больше политические группы?

Непременно. Без разрушения политической монополии не будет никакого прогресса. Сейчас в Армении сформированы советские порядки в плохом смысле этого слова. Во времена СССР в Армении появился "пустой" правящий класс, который не терпел конкуренцию. Однако в той системе действовали определенные правила игры. Сегодня становятся членом правящей партии, чтобы не платить налоги, не подчиняться закону. Здесь излишне вообще говорить об идеологии. Я с уверенностью могу сказать, что 90% членов РПА не знают, что представляет собой идеология Республиканской партии. РПА превратилась в административную единицу, где собрались лица у власти. По сути, это политический монстр, а не партия.

ИА REGNUM: В 2011 году финансовая система Армении столкнулась с проблемой возвращения кредитов. Изъяны покрывались посредством рефинансирования. Какой была ситуация в 2012 году?

Банковская система Армении даже после глобального экономического кризиса оставалась стабильной и продемонстрировала тенденцию динамичного роста на уровне 20% годовых. Это очень высокий показатель. Сейчас система исчерпывает свой резерв роста, возникают проблемы, среди которых - проблематичные кредиты. Прошлый год был успешным в плане общего роста банковской сферы, однако по отдельным направлениям были зафиксированы спады. В частности, будет наблюдаться снижение по части прибыльности.

ИА REGNUM: С одной стороны, мы говорим о сокращении инвестиций в Армении и нездорового бизнес-климата, с другой - наблюдается рост банковской системы. Здесь нет противоречий? За счет чего растет банковская система?

Все просто. У финансовой системы еще есть возможности развития, и она использует их. Здесь есть довольно хорошее законодательное поле, правила игры ясны для всех. Система с точки зрения управляемости довольно проста. Эти факторы, конечно же, положительно сказываются на развитии финансовой системы страны. С другой стороны, дефицит проблем в банковской системе обусловлен тем, что она еще не имеет решающего значения в экономике. Проблемы возникнут тогда, когда финансовой системе будет передана ключевая роль в экономике страны. По последним данным, финансы составляют 50% от ВВП страны. Однако этого недостаточно, поскольку хороший показатель - это когда объем выданных кредитов сопоставим с годовым ВВП. В развитых же странах (Япония, США и пр.) кредиты почти в 2 раза превышают ВВП. Еще раз отмечу, что в этой области есть положительные сдвиги, так как еще в 2008 году кредитование экономики составило 20% от ВВП.

Сейчас же мы приближаемся к той черте, когда нереализация качественных изменений в экономике приостановит и развитие финансовой системы, в частности, банковской сферы. Врагом номер один для банковской системы является коррупция и теневая экономика (которая по разным подсчетам составляет около 35% от ВВП - ред.). Тень в экономике разъедает все возможности развития банковской системы. Олигархи многие сделки проворачивают в обход банков. Ввиду их солидных финансовых возможностей это способствует росту теневой экономики.

ИА REGNUM: Тема денежных трансфертов из-за рубежа остается актуальной для Армении. Это одна из специфик экономики государства в виду большой диаспоры и миграции (в том числе трудовой) из страны. Какова была ситуация в этой области 2012 году?

Есть рост в этой области. Согласно официальной статистике, отражающей поток денежных переводов только по банковской системе, объем трансфертов как физических, так и юридических лиц по сравнению с 2011 годом вырос примерно на 10%. Быстрее растут объемы денежных переводов физических лиц. Но неофициальные переводы, которые делаются в обход банков через "карманы", значительно превышают объемы официальных переводов. Если в 2012 году трансферты физических лиц, которые были сделаны через банки, составили около $1,4 млрд, то объемы частных трансфертов в обход банков составляют почти $2,5 млрд, что оказывает значительное влияние на экономику страны. Это наглядно продемонстрировал кризис, когда существенно сократились объемы перечисленных в Армению трансфертов, как по банковской системе, так и по другим каналам.

ИА REGNUM: Изменились ли направления денежных потоков из-за рубежа?

Здесь перемен не наблюдается, их львиная доля приходится на Россию (больше $1,5 млрд в год по официальным цифрам). Трансферты, конечно же, решают социальные проблемы, но одновременно это угрожает экономическому развитию страны. Они создают зависимость экономики от переводов из России. Проблема в том, что если в будущем темпы роста российской экономики, которая сидит на сырьевой игле, спадут, это приведет к сокращению трансфертов, что случилось в 2008 году, когда резко упали цены на нефть. Почти 15-процентный спад армянской экономики в разгар кризиса в большей степени был обусловлен снижением уровня денежных трансфертов на 20%. В этом плане экономика Армении была и остается уязвимой, и у нее нет ресурсов для противодействия. Ибо трансферты составляют 25%-30% от ВВП.

ИА REGNUM: Давайте поговорим о миграции, которая имеет непосредственное отношение к экономике и является, образно говоря, ее сигнализацией. С одной стороны мы наблюдаем экономический рост, с другой - миграционные потоки не сокращаются. Как вы оцениваете эту ситуацию?

Если учитывать предвыборные обещания Сержа Саргсяна в 2008 году о сокращении безработицы и миграции, стимулирования экономического роста и повышения пенсий, которые были отражены в его программе, становится ясно, что он - президент, который не выполнил ни одного своего обещания. Но сегодня он рассчитывает получить намного больше голосов, чем в 2008 году. Что касается самой миграции: сколько бы ни говорили об экономическом росте, миграция говорит сама за себя. Если Армения растет в экономическом плане, то она должна обладать определенной привлекательностью если не для иностранцев, то хотя бы для армян, многие из которых живут за рубежом в нечеловеческих условиях, но отказываются возвращаться на родину. Конечно, в Армении есть экономический рост, но он не затрагивает все общество, а лишь определенные круги.

В этом плане я привожу пример Грузии, где также были проблемы и люди уезжали, однако сейчас миграционные потоки сократились, появилась надежда, несмотря на то, что люди продолжают жить в трудных условиях. Может смена власти (революция "роз" 2003 года) разбудила это чувство в людях, и в конечном итоге привело к качественному изменению - смене власти путем последних парламентских выборов. Чтобы не говорили о Саакашвили, потерпев поражение на этих выборах, он на самом деле выиграл. Выиграла страна.

Миграция имеет также огромные демографические, социальные, экономические, а также политические последствия для Армении. Уже в 2012 году по сравнению с предыдущим на 5% сократилась рождаемость. При продолжении нынешних темпов в ближайшем будущем количество смертей превысит уровень рождаемости. Искажается демографическая картина страны, в следующие пять лет количество людей, которые вступят в пенсионный возраст, превысит численность юношей, которые станут совершеннолетними. Можно перечислить многие проблемы, однако вопрос в том, готова ли Армения, учитывая специфику нашего региона и ее внешнеполитические проблемы, к такому развитию событий?

ИА REGNUM: Обратимся к внешнеэкономическим вопросам. Выбор формата сотрудничества Армении с Евросоюзом и Таможенным союзом (ТС): ощущается желание России вовлечь Армению в ТС, однако Ереван отказывается, но и не делает выбор в плане членства в той или иной структуре.

Ситуация очевидна. Есть политический прессинг со стороны Москвы на Ереван в плане вступления в ТС. Это политический проект и в экономическом плане даст Армении очень малое, однако последствия будут очень тяжелыми в экономическом, политическом, так и социальном планах. Сегодня мы действительно стоим перед дилеммой выбора пути развития. Перед таким выбором оказалась Грузия в 2008 году, когда началась война в Южной Осетии. Эта страна сделала свой выбор. Если бы Армения тоже смогла определиться со своим вектором, развитие страны стало бы очевидным. Однако на сегодняшний день мы не видим такой воли у политического истеблишмента страны. В основе власти лежит российское влияние. Возможно, для решения даже мелких политических задач, в том числе обеспечения своего воспроизводства, власти могут пожертвовать нашим будущим.

ИА REGNUM: Правильно ли для Армении с учетом ее положения выбирать конкретный путь развития, или выгоднее по возможности участвовать во всех форматах?

Европейский путь развития - либеральный. Довольно жестким и узким является евразийский вектор, который продвигает Москва. Речь идет о выборе между возможностями иметь выбор или не иметь его. Таможенный союз, который, согласно официальным заявлениям, будет ядром Евразийского союза, блокирует все возможности выбора. Евразийский союз имеет политический контекст и в нем превалируют нездоровые имперские стремления России. Евразийский союз - это больше военно-политическая единица, которой еще нет. Это также глобальная проблема для всех армян. Мы всегда пытались бороться, противостоять разлагающимся империям, но одновременно и защищать их. Россия на сегодняшний день - разлагающаяся политическая единица в плане империи. Армяне попытались поддержать в начале XX века Османскую империю, которая стояла на грани краха, в то время как другие народы боролись за свой клочок земли. Аналогичное поведение армяне продемонстрировали во время развала Персидской и Римской империй. Это имеет исторические корни, и армянская общественная политическая мысль свою судьбу связывает с разваливающейся силой.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян