Ануш Левонян: Безальтернативные выборы в Армении - шаг в сторону Запада
Москва, 6 января, 2013, 18:20 — ИА Регнум. 4 января завершился процесс выдвижения кандидатов для участия в предстоящих 18 февраля в Армении президентских выборах. Регистрация кандидатов продлится до 14 января.
Документы в ЦИК на регистрацию подали 15 человек, однако предвыборный залог в размере 8 млн. драм (около $20 тыс.) внесли лишь семеро из них. Центризбирком, впрочем, не стал из-за этого снимать с дистанции потенциальных кандидатов, заявив, что с деньгами готов потерпеть до истечения срока регистрации. Такую добродушную позицию понять можно.
Ведущие политические силы республики - партия "Процветающая Армения" (ППА) во главе с олигархом
Большинство потенциальных участников предстоящих выборов - персоны в политическом смысле совершенно неизвестные и даже экзотические, такие, как, например, преподаватель педагогического института, безработный, политолог, специалист по трактовке эпосов и мифов, пенсионер... Узнаваемых лиц очень немного. Помимо действующего главы государства
Неслучайно, некоторые наблюдатели, действующие на поле оппозиции, язвительно заявляют, что Серж Саргсян станет президентом, победившим эпосоведа, пенсионера и безработного. Сомнений в том, что исход выборов предопределен и никакой реальной политической борьбы в ходе их подготовки и проведения не ожидается, нет. И в этом состоит главная проблема власти.
Уже сегодня соцопросы показывают, что действующий президент получит более 70% голосов. В реальности этот показатель может оказаться еще выше, поскольку все остальные кандидаты, сколько бы их в конечном итоге ни осталось, вряд ли в совокупности наберут более 15%-17%. Между тем, основная задача властей - провести максимально честные, прозрачные, демократические, соответствующие европейским стандартам выборы. Именно от этого зависит, во-первых, процесс дальнейшей евроинтеграции Армении в рамках программы "Восточное партнерство", заключение соглашения об ассоциации и создание Зоны свободной торговли с ЕС, а во-вторых - проведение конференции доноров, результатом которой должно стать выделение Еревану, как минимум, 1,5 млрд евро. В свете этого очевидно, что победа на выборах с результатом, характерным, скорее, для авторитарных режимов, никак не может вдохновлять ни самого Сержа Саргсяна, ни его западных партнеров. Поэтому уже сегодня - и вновь не без иронии - отдельные местные наблюдатели предполагают, что властям, в отличие от всех предыдущих выборов, придется помочь оппозиции получить достойное число бюллетеней.
Однако сложившаяся ситуация может иметь и позитивную перспективу. Впервые, пожалуй, власть в Армении не будет обязана своим воспроизводством олигархам, полукриминальным бизнесменам и местным "авторитетам", следовательно - не будет от них зависеть. Обойдутся выборы и без такого широко распространенного явления, как избирательная взятка. Поэтому второй срок президентства Сержа Саргсяна может стать периодом реальной, а не имитационной, борьбы с коррупцией, безнаказанностью и всевластием олигархов, повышения инвестиционной привлекательности страны и т.п. В условиях получения твердого реального вотума доверия от избирателей и проявления достаточной политической воли, вопросы такого порядка могут быть решены довольно успешно и быстро. В этом, отметим, заключается преимущество авторитаризма (желательно - просвещенного) в странах, где реальная, устоявшаяся демократия и формирование гражданского общества являются делом будущего. Именно подобных шагов будет ожидать общественность от "старого-нового" президента. И только такие действия помогут преодолеть общую разочарованность, которая стала наиболее характерным элементом массового сознания и, наряду с социальной неустроенностью и ощущением назащищенности, породила эмиграцию, принимающую опасные масштабы.
Поэтому на смену проблеме официальной легитимации избранного президента придет вопрос завоевания реального доверия со стороны общества, т.е - легитимации "психологической".
Впрочем, соответствующих действий от Сержа Саргсяна будет ожидать отнюдь не только общественность. Новая ситуация позволит провести давно назревшую ротацию политических и экономических элит, когда на смену "старой гвардии", сформировавшейся еще во времена Левона Тер-Петросяна и второго президента
... Иногда возникает ощущение, что именно соображения подобного характера - наряду с пониманием нереальности победы над действующей властью на данном этапе и явного самоустранения Москвы от процесса - стали настоящей причиной отказа от борьбы основных политических партий.
Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)