"Мы для России не грузины, и мы не белорусы для Запада": эксперт о положении Армении
Армения, 5 января, 2013, 15:27 — ИА Регнум. Армения перешагнула через очередной годовой рубеж. К разочарованию любителей фантастики и мистики 21 декабря 2012 года конец света не наступил, проблемы остались и тоже перешли в год 2013-й. В связи с этим событием возникает необходимость подвести итоги прошедшего года и разобраться, что же ждет эту республику в новом году. С этими вопросами ИА REGNUM обратилось к директору Института Кавказа, известному армянскому политологу
ИА REGNUM: 12 месяцев 2012 года остались позади, и за это время в регионе произошло немало важных событий. В Армении, в частности, прошли парламентские выборы, перед Ереваном открылись перспективы участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, были сделаны определенные шаги по сближению с европейцами и пр. Какие наиболее серьезные достижения вы можете выделить в 2012 году?
Основным результатом прошедшего года является пролонгация текущей ситуации: не случилось ничего экстраординарного, развитие продолжается примерно в том же русле, что и прежде. Нельзя сказать, что такое положение дел предполагалось по умолчанию. Во-первых, в мире кризис. Разговоры о том, что кризис кончился - разговоры в пользу бедных. Он не кончился, он продолжается. Армения - страна небольшая, с маленьким и не самым богатым внутренним рынком. При такого рода кризисах легче выживать странам с емким, более объемным внутренним рынком. У Армении он мал, у страны нет энергоносителей, она сильно зависит от ситуации в мире, и в этой ситуации выжить очень непросто. Трудно найти деньги, и это проблема. Длинные деньги, дешевые деньги - главная проблема современного мира.
В этих условиях Армения остается на плаву. Понятно, что в стране есть сложности, и не маленькие. Я не экономист и говорю не об экономической реальности, но она отражается на социальной: это миграция, безработица, кризис инвестиций... Сложности возникают уже с элементарными проектами, даже сравнительно небольшими, например, начало строительства гидроэлектростанции на Араксе. Я не говорю уже о больших, как то новая атомная электростанция или железная дорога в Иран. Проекты лежат на столе, и если политические проблемы более или менее решены, экономические решить не получается, денег не находится.
Вдобавок миграция - люди продолжают из Армении уезжать. Посмотрим, какая будет динамика. Я слежу за цифрами; похоже, что в этом году будет меньше уезжающих, чем в прошлом, но все равно объемы довольно большие. Это еще одна проблема и еще одно следствие экономического кризиса. В 2012-м Армении удалось все это пройти.
Кроме того, в 2012 году была история с Сафаровым, когда его, по сути, выкупили, выпустили и героизировали в Азербайджане. Фактически, возникла угроза Минскому процессу как таковому. Угроза достаточно серьезная. В Армении раздавались голоса, призывающие признать независимость Нагорного Карабаха, что автоматически означает прерывание Минского процесса, а в Азербайджане были различные победные реакции, сотворение из господина Сафарова чуть ли не там героя, что тоже стало ударом по Минскому процессу. Азербайджан являлся и еще является временным членом Совбеза ООН. Однако Минский процесс - а ведь это не просто процесс, а некий формат сохранения стабильности в регионе - не убит. И этот формат сохранился.
Посмотрим, что происходит вокруг нас: Есть Сирия, - происходящее там напрямую отражается на Армении. Есть ситуация вокруг Ирана, разговоры о том, как и что будет происходить... Есть Грузия с серьезной турбулентностью внутри, и то что происходит в этой стране, тоже напрямую сказывается на Армении.
Параллельно появляются новые возможности. В армянской прессе - и не только - это называют вызовами (challenge). Это наличие двух проектов, один из которых мы назовем проектом "Европейским" - производные из "Восточного партнерства" идея Ассоциированного членства, идея соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом. С другой стороны, именно в этом году начали появляться интеграционные проекты или проекты интеграционных проектов на пространстве бывшего СССР. Они очень разные, на самом деле о них говорить как о едином целом очень сложно, так как их нельзя сравнивать. Одно дело Таможенный союз - достаточно далеко зашедший проект, другое - Евразийский союз, который пока еще только проект, причем в значительной степени лежащий в сфере "медиа" и еще не оформившийся, третье - Единое экономическое пространство (ЕЭП). Не очень ясны границы: Украина - не Украина, Киргизия - не Киргизия, возможно ли для какой-то части Армении, как это сочетается с ВТО, как сочетается с тем, что происходит на уровне Ассоциативного членства в ЕС и так далее. Это, конечно, вызов, но и возможности, которые постепенно появляются и которые явились на свет всерьез в прошлом году. Среди этих возможностей Еревану нужно ориентироваться. Тут еще ОДКБ - формат, чрезвычайно важный для Армении. Вдобавок существует формат сохранения взаимоотношений с Западом - ОБСЕ, Совет Европы, связи с ЕС. Ненарушение этого баланса - пролонгация места в регионе. А место, я напомню какое: Армения вообще, в отличие от соседей, позиционирует себя как страна, которая не разделяет, а связывает. Ереван не проводит границы, разрывы, наоборот - соединяет в своей политике разные элементы. Это страна, выступающая в роли регионального связного.
У Армении два соседа; на карте больше, а реально - только Грузия и Иран. При этом существует, я бы сказал, отвратительный формат российско-грузинских отношений и такой же по отвратности формат американо-иранских взаимоотношений. И США, и Россия для Армении очень важны, и каждый раз, когда мы делаем что-то с Тбилиси, надо объяснять русским: ребята, на карту посмотрите. То же самое с Ираном, приходится каждый раз говорить американцам "look at the map, guys". Никто никогда не доволен. Европа испытывает ревность по поводу той степени взаимоотношений, которые поддерживает Армения в рамках ОДКБ, в рамках двусторонних связей с Россией, а Москва ревнует по поводу отношений Армении с Европой. Но, все-таки, мы для России не грузины, и мы не белорусы для Запада. Армении удается сохранять эту роль связного, удавалось весь 2012 год. Повторяюсь, есть новые, можно сказать, вызовы, а можно сказать - возможности пробовать играть эту роль дальше. На сегодняшний день это достижение.
ИА REGNUM: Весь прошедший год армянская и не только пресса активно муссировала тему Евразийского союза. Делались прогнозы, проект Евразийского союза противопоставлялся процессу евроинтеграции, раздавались голоса в поддержку того или другого проекта. Масла в огонь подливали как эксперты, так и местные, а также иностранные чиновники и дипломаты. Каково ваше видение этого вопроса?
На сегодняшний день, в нынешней политической реальности, существует ЕС. Это организация с довольно серьезной традицией, понятными (пусть и не всегда прозрачными) механизмами управления, понятными, хоть и очень сходными интересами сторон: одно дело Испания, другое Греция, там и Германия, и Англия... Повторюсь, это организация, имеющая традиции. Более или менее понятен разброс возможностей, ясно, что от этого ждать. У этой организации есть проект - "Восточное партнерство", у которого есть подпроект - Ассоциативное членство, создание Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Это процесс, и абсолютно понятно, как он протекает: известно, что мы должны делать сейчас, что - весной, что будет к Вильнюсу, какие будут решения и что будет дальше, если можем все это сделать. Такие же, условно говоря, дорожные карты есть у всех остальных, в том числе и в России. Москве тоже понятно, что и как надо делать, чтобы отношения складывались соответствующим образом.
С другой стороны, появились различные проекты интеграции на постсоветском пространстве. Мое понимание этого такое: есть два типа подхода к интеграции. Первый - широкая, когда пробуют интегрировать все или почти все постсоветское пространство - СНГ называется. Уже два десятка лет продолжаются попытки это сделать, но не получается очевидным образом. В СНГ нет Прибалтики, из него вышла Грузия, а Туркмения и Узбекистан являются членами СНГ довольно номинально. Не получается... Концепция "удержать все" не работает. В России всегда были разные точки зрения на это, но, похоже, мнение, что нужно делать не так, а "узко", то есть не широкая интеграция, а глубокая - взять некоторое количество государств, с которыми можно работать - и попробовать действовать на этом поле, становится более выпуклым, видным. Далее возникает вопрос - какие государства? Казахстан - это просто выгодно. Это же такая "Россия-lights": большая территория, маленькое для такой территории население, нефть, газ, металлы, довольно развитая добывающая промышленность, возможности экспорта металлов... Похоже ведь? Похожие страны имеют друг в друге интерес, и это прекрасно понимают президенты обеих стран.
Белоруссия - более проблемная экономически страна, но настолько слитая с Россией экономически, что ее "берут на лодку", это очевидно.
Украина - гораздо более проблемная. Большая, нужная, без Киева этот пазл собрать, мягко говоря, трудно. Евразийский союз в основном был направлен на Украину, прежде всего именно туда. Это в Армении думают, что он имеет отношение к ней. Но не получается, срывается. Чтобы ответить на вопрос о Евразийском союзе, нужно как минимум знать, с Киевом получится или нет. Кроме того, есть государства, которые принципиально отличаются от перечисленных: Армения, Киргизия, Таджикистан. Нельзя одновременно хотеть интеграции и быть скрягой. Интеграция стоит денег, и денег она не потом стоит, а сейчас. Не "когда/если Украина войдет, тогда мы вам дадим деньги", а сейчас тратить деньги независимо то того, получится задуманное или нет - именно такую оценку недавно на одной встрече в Минске озвучил академик российской Международной академии менеджмента, директор Института экономики РАН Руслан Гринбург. В случае той реальности, к которой я имею отношение, мое понимание малых стран постсоветского пространства говорит о том, что это очевидно. Что такое интеграция для Киргизии, Таджикистана? Последний хотел построить каскад электростанций, но ему не дают - возникает проблема.
Вопрос сложный, многоплановый - а есть ли у России ресурсы политические, экономические (денежные), ресурсы воли? Вот когда и если с этим определятся, и проект станет не проектом, а тем же самым, что ЕС, когда будут пусть не прозрачные, но понятные параметры и критерии, то тогда можно будет говорить о том, нужно ли выбирать, что выбирать и как выбирать. Сейчас это невозможно. Вы предлагаете мне выбирать между круглым и синим, но между круглым и синим нельзя выбирать.
Евразийский союз и Евросоюз - совершенно разные форматы. Может быть так, что интеграция на постсоветском пространстве пойдет таким образом, что превратится из проекта в дорожную карту. При известном сочетании мировых цен на нефть, положения в США, Иране, Китае, положение в самой России, положения в российских и западных элитах, динамики на постсоветских пространствах и пр. - ну, может так случится. Но, во-первых, когда это произойдет, тогда и поговорим, во-вторых, даже в этом случае это вопрос не одного года. Пока что разговоры об этом - равно что гадать на кофейной гуще.
ИА REGNUM: Одним из самых ожидаемых политических событий 2013 года в Армении являются президентские выборы. Уже сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что переизберется действующий глава государства, лидер правящей Республиканской партии Армении (РПА)
Бывают президентские выборы, в которых фаворит известен заранее. Так бывает, причем не только в Армении, но и в самых "распредемократических" странах. Иногда разброс бывает не таким большим, какой будет у нас, иногда он бывает меньше, но в целом это случается. Это не очень хорошо для политической системы, но это не означает, что все остальное ясно и понятно. Выборы могут пройти по-разному: г-н Саргсян может набрать 60%, а может 85%. Те силы, условно оппозиционеры, которые будут бороться за "почетное" второе место - они могут делать это с разной степенью интенсивности. Они могут набрать 3%, а могут 15%. Выборы могут пройти более или менее, скажем так, прилично. Лично у меня есть очень большая надежда, что они пройдут технически прилично, так как ни у кого нет нужды прибегать к сверхъестественным методам.
ИА REGNUM: К слову об открытости выборов: армянская оппозиция не раз и не два заявляла о наличии в Армении сотен тысяч "мертвых душ" (назывались цифры до 500- 600 тыс.), которые исправно "голосуют" на выборах в пользу действующей власти. Если предположить, что это так, тогда власти не могут отказаться от этого ресурса, так как сразу станет очевиден подлог на прежних выборах.
Я не тот человек, который говорил о 500-600 тыс. человек. Это несусветная цифра. Каждый двухсполовинный избиратель в Армении - "мертвая душа"? Это технически представить невозможно. В Армении есть проблема военного голосования, есть проблема административного ресурса, а также проблема использования государственных чиновников в качестве людей, которые продвигают кандидата от республиканцев. То, что директор школы говорит с учителями о том, за кого они должны голосовать - это есть. Но говорить о 600 тыс. паспортов, которые где-то там лежат - это не ко мне, я такого не говорил.
ИА REGNUM: Фактически вы согласны с тем, что исход выборов однозначно предопределен? Настолько, что просто нет нужды где-то, что-то, как-то?..
Избирательной машины, которая способна составить конкуренцию Сержу Саргсяну, иметь финансовые, экспертные, сетевые ресурсы - нет такого в Армении. Это, условно говоря, в каждой если не деревне, то в каждом маленьком городке должны быть авторитетные люди, серьезно взаимодействующие с людьми, обладающими "мускулами влияния", сравнимыми с городским главой, главой сельской администрации, с самым крупным бизнесменом этого городка или села, государственным служащим. Кто способен на это? "Оринац еркир"? Армянский национальный конгресс (АНК)? Ну нет такой машины, и за месяц ее создать невозможно, ни за какие деньги. Представим себе, что завтра в Армению прилетел волшебник на голубом вертолете, достал бездонный мешок денег и дал его любому кандидату, скажем, уважаемому мифологу
ИА REGNUM: И какой из этих вариантов прогнозируете вы?
А вот посмотрим, это зависит от того 3% наберет человек или 20%. Дальше - дежурные наблюдатели, что они будут говорить? Они же смотрят на то, как технически проходят выборы. Но они же говорят с людьми, и люди в Армении говорят им конкретные вещи. Очевидно же, что реальной конкуренции нет! Вот конкуренция между господином Багратяном (экс-премьер Армении, представитель АНК
ИА REGNUM: Принято считать, что главы государств при избрании на последний срок ведут более жесткую и агрессивную политику, берутся за реформы внутри своих стран, поскольку им нечего терять и по истечении срока правления они все равно уйдут. Вы считаете возможным проведение глубинных реформ и коренных изменений в Армении после переизбрания Сержа Саргсяна?
В Армении все время идут изменения. Надеяться, что мы проснемся в какой-то прекрасный день, и президент в этот же день 23-мя с половиной указами превратит страну в Голландию, не нужно. Армению нельзя превратить в Голландию любым количеством указов. Суть далеко не в том, что президенту нечего терять. Обратимся к прошлому - вспомним, каким Серж Саргсян приходил к власти... 1 марта - фактическое двоевластие. Волнения в первые дни весны 2008 года явились, судя по всему, следствием того, что в стране было два центра, отдающих указания. Не просто пирамида, а двухпирамидная система, резкая поляризация общества, очень слабая легитимность, огромное давление улицы на парламент, непредставленность политических сил в политической элите.
Давайте вспомним:
ИА REGNUM: В региональной повестке Армении наиболее актуальными и важными справедливо считаются два вопроса: нагорно-карабахский конфликт и нормализация армяно-турецких отношений. В 2012 году по этим направлениям сделано чуть менее чем ничего. Будет ли отличаться 2013 год?
В Турции надо менять Конституцию, и это непростой процесс. Это можно сделать через парламент, но это проблема. Конституцию предстоит изменить в сторону всенародного избрания президента, после чего действующий премьер
ИА REGNUM: Выше вы упомянули ближневосточные события, в частности, сирийский конфликт, а также указали на два фактических соседа Армении - Грузию и Иран. Над последним все время сгущаются тучи, Тегерану напрямую угрожают. Могут ли в 2013 году события развернуться таким образом, что против Ирана начнется военная кампания, и Ереван лишится еще одного соседа?
Вы знаете, я не очень молодой человек, и первую угрозу войны со стороны США в адрес Ирана я услышал, если не ошибаюсь, в 1979 году. С тех пор я это слышу периодически. Угрозы угрозами, но Иран - это не Ирак, не Афганистан. Война с Ираном - очень серьезная вещь, и для меня было бы очень странно, если бы американские политики относились к этому так легкомысленно и принимали такого рода решения скоропалительно. А не скоропалительно это решение не принимается уже несколько десятков лет. Удар-то какой-нибудь, ракетный или нет, (конечно, не со стороны США, а, к примеру, Израиля) теоретически возможен, только к чему это приведет? А сухопутная война... Это Ормузский пролив, это Персидский залив, это цены на нефть, с которыми даже невозможно представить, что будет; это затяжная война в горных рельефах, попытки бомбить объекты, которые бомбить невозможно, так как они рассредоточены и спрятаны в этих самых рельефах. Это семидесятимиллионная, довольно развитая страна, у которой армия с опытом войны. Это все очень серьезно. Я не говорю, что такие решения не могут быть приняты, но я очень сильно сомневаюсь, что президент США Барак Обама примет такое решение, по крайней мере в 2013 году.
ИА REGNUM: По армяно-турецким отношениям изменений вы не прогнозируете, прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта тоже, Ирану, по вашим словам, ничего серьезного пока не угрожает. Значит ли это, что в 2013 году пролонгация существующей региональной конъюнктуры подразумевается по умолчанию?
Нет. Очень важную роль играют грузино-российские отношения, которые могут развиваться по тем или иным сценариям. Во-первых, внутри Грузии события могут принимать разный окрас, и это будет влиять на внешнюю политику страны. Во-вторых, будет ли Россия отзываться на грузинские пассы или нет? Есть вопрос улучшения российско-грузинских отношений, и это возможности для нашей страны. В этом контексте Армения может искать свое место. Провал попыток
Очень интересно, что будет происходить с Азербайджаном и Белоруссией - ведь есть "Восточное партнерство", в котором участвуют 6 очень разных стран. Я довольно часто бываю в Европе, общаюсь с коллегами, с европейскими политиками, и у них прямо в глазах читается желание success story, хоть какое-то. Если с Баку и Минском все как бы понятно, то есть еще Грузия со своей турбулентностью, Молдавия с... проблемами, и Украина - страна принципиально другого размера, имеющая значение для Европы, но опять-таки с проблемной внутренней обстановкой. Как Армения будет взаимодействовать с Европой, а также с Россией - как пойдут дела у Еревана с Москвой? Например, Евразийский союз и АЭП - на мой взгляд, это пока не серьезно, а вот Таможенный союз - проект, который зашел достаточно далеко. Там есть конкретика, есть четкие схемы, как этот проект будет развиваться.
ИА REGNUM: Президент Армении недавно в интервью одному из российских СМИ заявил, что Армения изучает возможность вступления в Таможенный союз. Вы считаете это заявление фигурой речи или чем-то более серьезным?
Армения - нормальная страна в плане внешней политики. Был такой советский анекдот - какая самая независимая страна в мире? Ответ - Монголия. Почему такой ответ? Не потому что она маленькая, большая или что-то там еще, а потому что не в Улан- Баторе определялась внешняя политика Монголии, а в Москве, и Монголия не могла в своей внешней политике ничего выбирать. Такой страной по соседству с нами до совсем недавнего времени была Грузия, столица которой находилась не в Тбилиси, а в Вашингтоне. Соответственно, строгая ориентация на одну какую-то силу - большую, крупную - приводит к тому, что страна превращается в государство с практически отсутствующей внешней политикой. Это приводит к серьезным проблемам - мы видели войну 2008 года.
Страны, у которых нормальная внешняя политика, обычно выбирают. В зависимости от размера, местоположения, веса одним приходится выбирать больше, другим меньше, но они всегда на все предложения говорят "взвесим, увидим, посмотрим..." и так далее. То же самое в случае с Арменией - посмотрим, каких интересов тут больше, а обидятся ли те, а можно ли будет разговаривать с этими, а как учесть интересы третьих - это же традиционно для армянской политики.
ИА REGNUM: Не могли бы вы обозначить наиболее проблемный вопрос, с которым Армения столкнется в 2013 году?
Навскидку... Все-таки это переговорный процесс с Евросоюзом.
ИА REGNUM: Вы в начале нашей беседы затронули тему миграции. Между тем, недавно было подписано соглашение с ЕС о либерализации визового режима. Не считаете ли вы, что дальнейшие сдвиги в этом направлении вплоть до возможного упразднения виз поспособствуют оттоку людей из страны? Вдобавок российская программа "Соотечественники", о которой говорил даже сам премьер Армении. Звучат мнения, что в Армении скоро людей не останется.
Я так не считаю. Не знаю в мире ни одного случая, чтобы какая-нибудь страна опустела, сошлась в ноль просто потому что оттуда все люди уехали. Есть страны, по сравнению с которыми Армения - это Швейцария, к примеру, Гаити, Экваториальная Гвинея, но в них живут люди, пустыми эти государства не стали. Так не бывает - потому что не бывает. Дальше, программа "Соотечественники" - медиапузырь, никакой угрозой она не являлась, не является и являться не будет. Эта программа и вовсе провалена, причем на уровне России. Что касается миграции вообще - люди едут из бедных стран в богатые, и это естественно. Это явление было всегда. Воспринимать его можно, как катастрофу, и армянское сознание его именно так и воспринимает, так как действует постсоветская инерция: в советское время выезжать за пределы Советского Союза было невозможно или почти невозможно. В пределах СССР условия были примерно одинаковы, хотя скрытая миграция из трудоизбыточных регионов в ресурсоизбыточные была все советское время. Статистики нет, но, судя по всему, речь о сотнях тысячах людей. Миграция - явление, с которым приходится жить, и никакие закрытия никаких программ "Соотечественники" на это повлиять не могут. Что может повлиять - есть только одна вещь: экономическое развитие Армении. Люди, когда нет работы, едут туда, где она есть. Еще один вариант - закрывать страну, как это делает Северная Корея. Миграция - не катастрофа, а явление, с которым придется жить всегда. Как живут турки в Германии, алжирцы во Франции, бангладешцы и индийцы в США - что нужно делать для этого? Развиваться!
ИА REGNUM: Тогда миграция поменяет свое направление на 180 градусов.
Конечно! И тогда мы будем сталкиваться с теми проблемами, с которыми сталкиваются богатые страны: у нас здесь будут курды, будут эфиопы. Они будут селиться районами, будут требовать своих школ, и тогда у нас появятся те проблемы, которые есть у развитых стран. Тогда опять будет ощущение катастрофы, а это бессмыслица, потому что люди едут из бедных стран в богатые. С этим надо жить, этим надо управлять, с этим надо взаимодействовать, работать... кричать и орать бесполезно.
Беседовал Эмиль Бабаян