Обнародованы документы, свидетельствующие, что 27 августа латвийский Krājbanka, его дочернее предприятие Atlantijas biroji и ликвидируемый литовский банк Snoras заключили договор купли предмета коммерческого залога, сообщает издание "Открытый город".

Суть договора состоит в том, что Krājbanka и Snoras, использовав коммерческий залог ООО Baltijas Aviācijas Sistēmas (BAS), без проведения аукциона продали предприятию Atlantijas biroji все принадлежащее BAS имущество, в том числе и права требования долга к третьим лицам. Предмет отчуждаемого коммерческого залога был поделен на две части. Первую - право требования к АО AirBaltic в размере 30,35 млн латов - администратор продал за 20 млн латов. То есть на 10 млн латов дешевле. При этом продажа была оформлена с отсрочкой платежа на 15 лет. Вторую часть - вложения в капитал других предприятий в размере 39,86 тыс. латов и остальные права требования к третьим лицам ( в том числе и к AirBaltic) на сумму 32,44 млн латов администратор продал якобы за 98% от суммы продажи третьим лицам. Однако, согласно 6-му пункту договора о продаже, обязательство платить наступает только в том случае, если соответствующее имущество продается. А это, по мнению портала политических расследований Pietiek, означает, что фактически Krājbanka и Snoras подарили предприятию Atlantijas biroji право требования долга в размере 32,48 млн латов. Учитывая же то, что обязательства BAS по отношению к Krājbankа и Snoras (за счет процентов и неустойки) только растут, то фактически Atlantijas biroji получили права на банковское имущество стоимостью более, чем 42 млн латов.

Между тем, по закону полученные в результате отчуждения средства администратор должен был направить на удовлетворение требований кредиторов (среди которых оказался и пострадавший во время краха Krājbankа композитор Раймонд Паулс). Таким образом, если до этой сделки у Krājbankа было право требовать от BAS полную сумму залога с процентами и пенни (и шансы ее получить, по мнению Pietiek, были высоки), то после сделки BAS ничего больше не принадлежит, а единственное, что можно получить, это 20 миллионов латов от Atlantijas biroji, и то за пятнадцать лет. Характерно, что в сентябре представитель аудиторской компании KMPG Baltics Оскар Фирманис объяснял в СМИ, что описанные сделки осуществлены для того, чтобы не дать бывшему руководству BAS снизить стоимость многомиллионного залога.

Напоминаем, что крах Latvijas Krājbanka стал в конце ноября 2011 года серьезным потрясением для республики. Он обернулся скандалом вокруг фигуры Владимира Антонова - российского бизнесмена, получившего известность после попытки приобретения автомобильного концерна SAAB. Антонов владел литовским банком Snoras, латвийским Krājbanka и частью акций авиакомпании AirBaltic. Отметим, что заместитель главы фракции оппозиционного объединения "Центр согласия" в Сейме Латвии Валерий Агешин заявил: "В фарс превратилась работа созданной по требованию наших депутатов комиссии по расследованию обеспечения надзора за деятельностью Latvijas Krājbanka, приостановки деятельности этого банка и влияния процесса неплатежеспособности этого банка на финансовую систему Латвийской Республики. Руководителем этой комиссии большинством голосов был назначен верный коалиции депутат Лачплесис, который "успешно" выполнил данное ему задание".