Эксперт: Новый закон "Об образовании" станет угрозой для национальной безопасности России
Москва, 18 декабря, 2012, 12:53 — ИА Регнум. "Я хочу напомнить цитату из доклада 40-го президента США
Рукшин заявил, что подобный "слепой перенос европейского опыта на российскую почву создают угрозу национальной безопасности страны". "Нам надо задуматься о наших национальных приоритетах. Мы не США, мы не Европа, мы не можем "купить" специалистов. И тем более мы не должны повышать мобильность наших выпускников", - отметил Сергей Рукшин.
Эксперт попытался вскрыть скорее корни, чем дефекты, законопроекта. "Образование начинается с детского сада, который должен не только прививать ребенку ценности морали и патриотизм, но и обеспечивать свободное время родителям, чтобы они занимались работой, - рассказал Рукшин. - Ни для кого не секрет, что в детские сады сейчас безумные очереди, и они не выполняют эту функцию".
Следующей ступенькой образования является средняя школа, "которую сейчас не пинает, не обсуждает разве что ленивый". По словам Рукшина, в 1990-е годы, сложные для нашей страны в экономическом и политическом планах, были временем "простора педагогического эксперимента". Высокий уровень школа тогда сохраняла по инерции. "Сейчас же образование пытаются свести на потребление образовательных услуг. На выходе получается в лучшем случае работник, который воспринимает родину как место работы. А место работы можно и поменять. И теперь мы замечаем колоссальный отток профессиональных кадров из страны", - пояснил эксперт и отметил, что образование - это не услуга, а системообразующий институт российского народа и государства.
Систему аттестации учителей Рукшин назвал издевательской. "Чтобы получить высшую категорию, он должен иметь ученую степень, быть автором учебных пособий, участвовать в конференциях, писать научные статьи, иметь победителей научных олимпиад. Тех, кто удовлетворяет этим требованиям, единицы. И что получается, что в школах на окраинах города или в сельских школах нет хороших учителей?" - прокомментировал эксперт.
Профессиональное образование, по словам Сергея Рукшиа, "напрочь разбито" уже сейчас. "А почему у нас ракеты не взлетают, спутники не на грунте Марса, на грунте океана? Почему у нас падают мосты и случаются разные аварии? На это две причины: во-первых, у нас избит энерготехнический комплекс, во-вторых, у нас нет работников с профессиональным образованием. У нас нет техников. Наши бакалавры инженерных вузов не имеют практической подготовки", - отметил Сергей Рукшин и заключил, что перевод специалитета инженеров на "недобакалавров" и магистров-исследователей не дают практиков.
Сергей Рукшин также попытался ответить на резонный вопрос: кому эти "абсолютно разрушительные реформы" выгодны? "Понятно, что Россия в качестве сырьевого придатка выгодна очень многим государствам мира", - уверен Рукшин. Россия, заинтересованная в самостоятельном существовании, должна иметь хорошую систему образования, которая будет сопровождаться социализацией и воспитанием патриотизма, считает эксперт.
Лучшим для нашей системы образования, по мнению Рукшина, стало бы объявления моратория в течение 1,5-2 лет на любые реформы в области образования, а "сглаживать острые углы в переходный период могли бы подзаконные акты". "В это время нужно остановиться и оглянуться. Нужно провести тотальную ревизию всех реформ за последние 10 лет при участии профессионалов", - заключил Сергей Рукшин.
Вице-президент РАЕН, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной комиссии СССР
Напомним, что сегодня в Госдуме РФ будет рассмотрен во втором чтении новый закон "Об образовании". Новый закон должен стать неким "Кодексом образования", который заменит два базовых закона: "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Ко второму чтению поступило более 1700 поправок.