В редакцию ИА REGNUM поступило заявление депутатов Народного собрания Гагаузии, членов постоянной комиссии по правам человека, законности и правопорядку Ивана Бургуджи, Сергея Чимпоеша и Анатолия Топала относительно намерения башкана (главы) Гагаузии Михаила Формузала увековечить посредством памятной доски имена депутатов парламента Молдавии, проголосовавших в 1994 году за принятие Закона об особом правовом статусе Гагауз Ери, упразднившего просуществовавшую в течение более чем 4 лет независимую Гагаузскую Республику. ИА REGNUM публикует текст документа полностью:

"10 декабря 2012 года глава (башкан) Гагаузии Михаил Формузал на рабочем совещании Исполнительного комитета Гагаузии отдал распоряжение об изготовлении и установке на здании Народного собрания и Исполкома Гагаузии памятной доски с именами депутатов парламента Республики Молдова, проголосовавших в 1994 году за принятие закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Он мотивировал своё указание тем, что "население должно знать имена тех людей, которые поддержали это решение".

Мы, члены постоянной комиссии Народного собрания Гагаузии по правам человека, законности и правопорядку считаем необходимым высказать своё отношение к вышеуказанному распоряжению.

Г-ну Михаилу Формузалу, находившемуся 90-е годы прошлого столетия вдали от Гагаузии и не подозревавшему о чаяниях и бедах гагаузского народа, следует ознакомиться с фактами исторической действительности, свидетельствующими о том, что правительство Молдавии во главе с Мирчей Друком, приняв печально известное постановление № 407 о создании отрядов волонтеров по защите целостности республики и официально направив более 50 тысяч волонтеров под прикрытием более 2 тысяч полицейских на подавление выступлений народа Гагаузии, фактически официально развязало гражданскую войну на юге постмолдавского пространства, на территории бывшей Молдавской ССР. Депутаты тогдашнего парламента Республики Молдова, не только не остановили эту попытку геноцида нашего народа, но и многие активно способствовали этому походу.

Только благодаря мужеству и патриотизму, проявленным народом Гагаузии, благодаря своевременно оказанной помощи подразделениями Болградской дивизии ВДВ, контингентом внутренних войск МВД СССР, объединенным сводным отрядом рабочих добровольцев из Приднестровья, а также благодаря действиям сил самообороны Гагаузской Республики, удалось отстоять и спасти земли Буджака от этого варварского нашествия во главе с премьер-министром Мирчей Друком и министром МВД страны Ионом Косташем.

Без всякой внешней поддержки, в условиях жесточайшей финансово-экономической и политической блокады со стороны Республики Молдова Гагаузская Республика, провозглашенная 19 августа 1990 года, просуществовала пять лет в качестве независимого государства.

Спад производства, резкое снижение жизненного уровня населения и лживые гарантии со стороны тогдашнего руководства и парламента Республики Молдова, явились причиной заключения политического соглашения между руководством Гагаузской Республики и Республики Молдова, результатом которого явилось согласие гагаузкой стороны на оформление парламентом Молдавии особого автономного статуса Гагаузии в составе Молдавии.

Г-н Михаил Формузал, профессиональный военный, к тому времени вернувшийся на территорию Гагаузии и устроившийся работать в военкомате г. Чадыр-Лунга, отказался или побоялся возглавить Чадыр-Лунгское подразделение батальона "Буджак", являвшееся одной из составляющих существования независимой Гагаузской Республики, заявив при этом, что "это сепаратистское и незаконное военное формирование, и за это могут привлечь к ответственности".

28 июня 1994 года закон Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии" был принят в первом чтении. В течение пяти месяцев представители Совета Европы, ОБСЕ, Республики Турция убеждали руководство Молдавии, фактически вынудив депутатов Парламента Республики Молдова, принять указанный закон во втором чтении. Кроме того, руководство Гагаузской Республики объявило о своем намерении выйти из переговорного процесса ввиду недоговороспособности молдавской стороны и продолжать строить свое независимое государство.

23 декабря 1994 года голосами 69 депутатов из 101 депутата был принят закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" во втором чтении. При этом права и полномочия Гагаузии были чрезмерно принижены и урезаны, несмотря на то, что они были отражены в законе при принятии его в первом чтении, а также на достигнутых перед этим договоренностях между руководством сторон.

Среди так называемых "проголосовавших", имена которых вознамерился незаконно увековечить на памятной доске на территории Гагаузии г-н Михаил Формузал (поименное голосование в Парламенте не проводилось, поэтому невозможно документально установить проголосовавших "за" или "против"), были и депутаты, испытывавшие лютую ненависть к гагаузам и обещавшие им всего "по два метра земли" для погоста. Данная категория депутатов в дальнейшем всячески препятствовала введению указанного закона в действие.

Именно поэтому и по настоящее время не исполнено принятое тогда постановление парламента Республики Молдова о введении указанного закона в действие, согласно которому все законы, принятые Парламентом до принятия указанного закона, и нормативные акты Правительства должны были приведены в соответствие с нормами закона об особом правовом статусе. Правительству Молдавии в этот же срок предписывалось обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами их нормативных актов, противоречащих указанному закону.

Мало того, до сих пор продолжают приниматься законы и нормативные акты, не только не учитывающие существование гагаузской автономии на территории нашей страны, но и прямо противоречащие нормам указанного закона и фактически ведущие к ликвидации прав и полномочий Гагаузии.

В этом контексте удивляет маниакальное стремление г-на Михаила Формузала, по сути, граничащее с самодурством, в нарушение законодательства Гагаузии, в угоду своим покровителям и хозяевам из центра, а также своим амбициям устанавливать всякого рода бюсты, мемориальные доски людям, не имеющим никакого отношения к Гагаузии, её народу, культуре и истории нашего народа. Постановление Народного собрания Гагаузии, согласно которому учреждена данная аллея, прямо предписывает, что на мемориальной Аллее Славы могут устанавливаться мраморные плиты с барельефами только видных деятелей Гагаузии и гагаузского народа.

Мы, конечно же, ничего не имеем лично против тех лиц, чьи бюсты установлены в Аллее Славы Гагаузии. Но все это не должно отдаваться на откуп и усмотрение одного лица, хоть и позиционирующего нынче себя в роли башкана Гагаузии, а должно совершаться при строгом и неукоснительном соблюдении законодательства Гагаузии.

Господин Михаил Формузал, как башкан Гагаузии, не должен ни на минуту забывать, что он является должностным лицом в Гагаузии, хоть и высшим. А должностное лицо обязано действовать в рамках закона, соблюдать и чтить не только законы Гагаузии, но и традиции и обычаи нашего народа.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что г-н Михаил Формузал продолжает вести себя так, будто он принадлежит к касте неприкасаемых, а Гагаузия является его личным ханским владением, переданным ему по наследству.

Все это неоспоримо свидетельствует о том, что ради получения сиюминутной выгоды и личных дивидендов от тех, кого Михаил Формузал восхваляет, он готов растоптать не только законы Гагаузии, но и честь и гордость нашего народа.

Господин башкан!

Мы, в первую очередь, должны отдать дань уважения и почета патриотам Гагаузской Республики и увековечить их подвиг на века. Многие патриоты уходят из жизни, так и не дождавшись признания и почета.

Поэтому мы призываем Вас одуматься и вернуться в рамки правового поля, прекратить нарушение законодательства автономии и самовольно не устанавливать бюсты, барельефы, памятные доски и плиты всем, кто к Гагаузии не имеет никакого отношения, несмотря на Ваши личные симпатии к ним. Вы имеете право самовольничать у себя дома, а не на Аллее Славы Гагаузии или на стенах государственных учреждений, где располагаются высшие органы власти и управления Гагаузии".

Справка ИА REGNUM: Республика Молдова провозгласила свою независимость 27 августа 1991 года. В то же время независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал. Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.