Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в ходе поездки по Дороге жизни предложил создать единую систему управления всеми историческими памятниками, расположенными вдоль нее. Об этом сегодня, 14 декабря, корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области.

Вице-губернатор Ленинградской области Георгий Богачев, председатель комитета по архитектуре Евгений Домрачев, глава комитета по культуре Владимир Богуш и глава администрации Всеволожского муниципального района Александр Соболенко в ходе рабочей поездки осмотрели памятники времен Великой Отечественной войны в районе усадьбы Приютино, Румболовской горы, мемориала "Разорванное кольцо" и расположенные в непосредственной близости от Дороги жизни стройки.

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 39 столбов вдоль железной дороги. Памятные километровые столбы являются объектом культурного наследия федерального значения. "Дорога жизни" является элементом объекта ЮНЕСКО "Исторический центр города Санкт-Петербурга и связанный с ним комплекс памятников".

Подводя итоги поездки, глава региона отметил, что серьезных нарушений со стороны строителей нет: все объекты строятся на значительном расстоянии от памятников Дороги жизни и никоим образом не препятствуют доступу к ним. Однако опасность того, что стройка может затронуть мемориальные зоны, все же есть. И решить эту проблему можно только документально зафиксировав границы памятников, чему во многом препятствует неразбериха с тем, какое ведомство является собственником расположенного на областной земле мемориала.

Сейчас у памятников "Дороги жизни", разные собственники: Ленинградская область, Санкт-Петербург, Министерство обороны, ОАО "РЖД". В ряде случаев даже не хватает необходимых для определения собственника документов, поэтому говорить о комплексном подходе к содержанию памятников не приходится.

"Я считаю необходимым передать все памятники одному собственнику, государственной структуре, которая бы занималась их содержанием, благоустройством, экскурсионным обслуживанием туристов и так далее", - сказал глава Ленинградской области Александр Дрозденко.

Губернатор подчеркнул, что нет принципиальной разницы в том, кому эта структура будет принадлежать, Санкт-Петербургу или Ленинградской области. Однако, по словам Александра Дрозденко, содержание такой структуры потребует финансовых затрат, и Ленинградская область готова взять их на себя.

Как ранее сообщало ИА REGNUM,вопрос о содержании памятников "Дороги жизни" поднимался в октябре на встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко с советником президента России по вопросам культуры Владимиром Толстым. Александр Дрозденко выступил с инициативой передачи объекта полностью в ведение Ленинградской области. По мнению губернатора Ленинградской области, целесообразно сосредоточить весь объект в одних руках - это позволит более эффективно управлять объектом. Принятие данного решения позволит навести порядок, отремонтировать и защитить территорию комплекса от возможной застройки, урегулировать имущественные и юридические вопросы, повысить туристическую привлекательность мемориалов Дороги жизни. Владимир Толстой поддержал эту инициативу и обещал оказать содействие на уровне Российской Федерации.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о четырех музеях, принадлежащих различным ведомствам. Музей в Коккорево - филиал "Санкт-Петербургского Государственного Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда", где часть здания отдана клубу рыбаков и охотников. Второй музей в поселке Осиновец принадлежит Октябрьской железной дороге. Третий музей - также в поселке Осиновец - находится на балансе Центрального военно-морского музея Министерства обороны Российской Федерации. Четвертый музей в деревне Кобона сгорел в 2012 году и требует полного восстановления.

Кроме того, мемориальный комплекс "Невский пятачок", "Синявинские высоты" и музей "Дорога жизни" создавались в 70-е годы прошлого столетия, и сейчас появилась острая необходимость их реставрации. В 1974 году эти памятники взяты под охрану государства как вошедшие в состав "Зеленого пояса Славы". Имущественные вопросы, включая земельные, полностью не решены.

Напомним, что "Дорога жизни" во время Великой Отечественной войны была единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро, соединяющей блокадный Ленинград с Большой землей

. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года, расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец, части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941-1944 гг. "Зелёный пояс Славы" - 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории.