В России до 2014 года приостановлены работы над гиперзвуковым самолетом. Управляемые полеты на гиперзвуке специалисты признают бесперспективными.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2005-2007 годах президент Владимир Путин неоднократно заявлял о разработках гиперзвуковой авиации в России.

Еще в 2003 году от идеи пилотируемого гиперзвукового полета (скорость более 5 Маха) в атмосфере отказались в США, свернув разработки пилотируемой модели гиперзвукового самолета Boeing Х-43, сделав его беспилотным, пишут "Известия".

Российский проект ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), он же ракета Х-90 машиностроительного конструкторского бюро (МКБ) "Радуга" в подмосковной Дубне, остановлен на неопределенное время.

В рамках проекта ГЭЛА в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) первые пуски Х-90 планировались в августе нынешнего года на полигоне 929-го государственного летно-исследовательского центра в Ахтубинске под Астраханью.

Продувки Х-90 в аэродинамических трубах ЦАГИ в подмосковном Жуковском прекратились еще в 2010 году, и два последних года велись только теоретические расчеты.

В 90-е годы Россия отказалась от похожей разработки "Клипер". Имелась такая же, как в ГЭЛА, масса нерешаемых технических проблем: теплоизоляция корпуса на сверхвысоких скоростях, форма воздухозаборника, работа двигателя. В частности, чтобы такой самолет летел на гиперзвуке, реактивная струя в двигателе должна иметь скорость от 5 Маха, иначе произойдет резкая потеря мощности.

В одно время с "Клипером" была закрыта программа "Север" - гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковым горением. Самолет с таким двигателем имел бы радиус разворота в десятки километров и практически не мог маневрировать. Кроме того, перегрузки пилотов становились смертельными.

Нерешаемой проблемой остается двигатель, не только стабильно поддерживающий работу в сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук. Никому в мире, в том числе американцам, не удалось добиться таких режимов работы двигателя. Да и крейсерскую скорость быстрее звука сейчас имеют только российские МиГ-31 и американские F-22.

В сентябре 2012 года вице-премьер по обороне Дмитрий Рогозин анонсировал создание "суперхолдинга по гиперзвуку" на базе предприятий "Тактическое ракетное вооружение" и научно-производственного объединения "Машиностроение". Рогозин тогда выразил уверенность, что двум "мощнейшим коллективам по плечу решение таких задач, как гиперзвук".