Согласно решению Центризбиркома Армении, выдвижение кандидатов для участия в предстоящих 18 февраля президентских выборах будет проходить с 25 декабря по 4 января. Таким образом, учитывая новогодние праздники, времени для формирования окончательного списка кандидатов на высший государственный пост остается немного. Однако в политической жизни страны продолжает сохраняться неопределенность, связанная с тем, что пока точно известно лишь то, что действующий президент Серж Саргсян будет выдвинут кандидатом в президенты на съезде правящей Республиканской партии Армении (РПА), который должен состояться 15 декабря.

Все остальные расклады - из области предположений, и это является беспрецедентным случаем: так долго потенциальный избиратель еще никогда не оставался в неведении относительно позиции ведущих политических сил и их лидеров. Главная интрига по-прежнему связана с вопросом, примет ли участие в выборах в качестве самостоятельного кандидата председатель партии "Процветающая Армения" (ППА), олигарх Гагик Царукян. Буквально несколько дней назад ответ на этот вопрос представлялся положительным: ведущие лица ППА были исполнены оптимизма и открыто намекали, что их руководитель "вот-вот" объявит о своем решении, которое-де "уже принято" Всё изменилось после двухдневного визита парламентской делегации ППА в Брюссель. Здесь Царукяна назвали "прекрасным кандидатом в президенты".

Но по возвращении лидера ППА в Ереван тон выступлений его соратников поменялся настолько резко, что возникло устойчивое впечатление - олигарх пересмотрел свое решение и в выборах участия принимать не будет. Разумеется, это превратило бы голосование в простую техническую формальность, поскольку пока о намерении участвовать в выборах заявили лишь политические легковесы, которые в совокупности получат раз в 10 меньше голосов, чем действующий президент.

Пока что возможный отказ Царукяна от участия в борьбе остается наиболее вероятным вариантом развития событий - при том, что олигарх ранее не раз заявлял, что готов всем пожертвовать (включая личное состояние) "ради интересов народа". Если после таких душещипательных заявлений он уйдет в тень, электорат ППА, набравшей, напомним, на майских выборах в парламент более 450 тысяч голосов, будет более чем разочарован. Распыление политического потенциала партии станет фактом ближайшего будущего. Вряд ли Царукяну легко сойдет с рук то нервное напряжение, в котором он держит правящую элиту вот уже более полугода, с момента выхода ППА из проправительственной парламентской коалиции.

Впрочем, буквально в последнее время появились месседжи, прямо свидетельствующие, что становящееся уже даже забавным молчание Царукяна, резкие шарахания людей из его ближайшего окружения напрямую связаны с позицией создателя и вдохновителя ППА, неформального лидера этой политической силы - второго президента республики Роберта Кочаряна. Всё это время он практически не высказывался относительно хода внутриполитических процессов, но осведомленные источники были убеждены, что за всеми действиями ППА (выход из коалиции, позиционирование партии в качестве "конструктивной альтернативы" властям) чувствуется опытная рука этого политического тяжеловеса.

10 декабря Кочарян раскрыл карты. На сайте второго президента появилась статья, в которой, в частности, говорится, что он - благодаря своему опыту, знаниям, видению будущего страны, связям - "еще сыграет свою роль в жизни республики", поскольку начатые им преобразования остались незавершенными. "Через несколько дней начнется президентская предвыборная кампания, и мы убедимся, что кандидаты даже в своих обещаниях не смогут превзойти те показатели, которые были достигнуты при Роберте Кочаряне. Это означает, что рано или поздно он все равно вернется в большую политику... Это лишь вопрос времени".

Между тем времени-то, как уже отмечалось, остается совсем немного. В этой связи любопытной представляется информация в одной из местных газет, согласно которой Роберт Кочарян и Серж Саргсян должны, якобы, на днях (в период с 13 по 18 декабря) встретиться с Владимиром Путиным в Москве. Отсюда делается предположение, что колебания Царукяна, ставшие особенно очевидными после его встречи с Сержем Саргсяном, связаны с тем, что на встрече было достигнуто компромиссное решение по кандидатуре будущего премьер-министра страны, и в Москве, в частности, будет обсужден как раз вопрос о том, кто именно займет этот пост. В свете данной информации публикация на сайте Роберта Кочаряна о его "неизбежном" возвращении в политику выглядит заявкой на кресло премьера. И если такая конфигурация действительно сложится, участие Царукяна в выборах теряет всякий смысл.

Ануш Левонян, политический обозреватель, (Ереван)