Полёт шведского самолёта над Белоруссией является "мальчишеством" официального Вильнюса. Об этом 11 декабря заявил журналистам Александр Лукашенко.

"Зачем Литве посылать сюда шведский самолет, чтобы сбросить каких-то плюшевых медвежат? - сказал Лукашенко, комментируя "плюшевый десант". - А если бы шарахнули, что бы тогда от этого самолета осталось? Но это же литовцы разрешили, он влетел с литовского аэродрома".

"Это же мальчишество. Нельзя так поступать. Мы же соседи. Тем более сегодня Литва и Латвия говорят, что не обойдутся без Белоруссии", - заявил Лукашенко.

Напомним, 4 июля 2012 года граждане Швеции Томас Мазетти и Ханна-Лине Фрей, вылетев из Литвы с аэродрома Покюнай на легкомоторном самолёте, незаконно пересекли литовско-белорусскую границу и, двигаясь на малой высоте, долетели до Минска, сбросив над ним, а также над населенным пунктом Ивенцом 879 мягких игрушек плюшевых медведей с прикрепленными к ним листовками с лозунгами в защиту демократических прав. Участники акции заявили, что она была проведена от имени и на средства шведской рекламной фирмы Studio Total. По словам участников, целью мероприятия было выставить президента Белоруссии Александра Лукашенко в смешном виде и тем самым приблизить конец его правления.

Долгое время власти Белоруссии отрицали сам факт нарушения госграницы, однако в конце июля на совещании в Минске Лукашенко признал факт и приказал расследовать обстоятельства инцидента. Вскоре он освободил от должности командующего ВВС и войсками ПВО Белоруссии Дмитрия Пахмелкина и председателя Госпогранкомитета Игоря Рачковского за "ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь". О неполном служебном соответствии были предупреждены министр обороны Юрий Жадобин и начальник Генерального штаба Вооруженных сил Петр Тихоновский. Был объявлен выговор госсекретарю Совбеза Леониду Мальцеву и председателю КГБ Вадиму Зайцеву. Лукашенко обрушился с угрозами в адрес официального Вильнюса. Кроме того, послу Швеции в Белоруссии Стефану Эрикссону не была продлена аккредитация, а само посольство Швеции было закрыто (также было закрыто посольство Белоруссии в Швеции).

Позже, 16 октября, Александр Лукашенко заявил, что экономика Литвы серьёзно пострадает, если Белоруссия переориентирует свой транзит на другие страны. "И Литва там уже где-то шаркает, - сказал руководитель Белоруссии. - 30% бюджета формирует в стране за счёт перевалки наших грузов - миллионы тонн. Если мы оттуда уйдём - рухнет страна! А они нас учат жить! То самолёт шведский подкинут с этими плюшевыми мишками, то ещё что-то. Чего вы нас учите жить? Это то же самое, что мы бы вас учили - россиян - жить! Не надо нас учить - у нас свои традиции".

Лукашенко заявил также, что представители ЕС недооценивают роль Белоруссии в обеспечении европейской безопасности: "Они нас постоянно шпыняют: вы такие, сякие, а мы за собственный счет их защищаем! Ну, я говорю: "Ребята, платите деньги - будем и дальше защищать. Не будет денег - у нас нет возможностей в таком ключе работать. Но это услышали, хорошо, там, где это надо услышать - и хлынули через границу. И очень много прошло в Литву, в Польшу там и так далее. Сегодня мне докладывают: в Литве и Польше переполнены концлагеря кавказцами, чеченцами, как они говорят, афганцами и так далее. Я говорю: "Вы чего ко мне обращаетесь? Это что мои люди? Из Белоруссии? Я завтра приеду - заберу". "Нет, белорусов нет!". "Так чего ко мне обращаетесь? Деньги платите - будем охранять". Вот мы им показали, что такое Белоруссия".

После этого, 9 ноября в Минске Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко заявил, что на порты Ленинградской области может быть переориентирован поток белорусского транзита, основу которого составляют нефтепродукты, продукция машиностроения и калийные удобрения. Диверсификация путей поставок белорусской продукции вызвала обеспокоенность у высших чиновников Латвии, Литвы и Эстонии, которые в тот же день прокомментировали заявление Лукашенко. Прибалтийские республики участвуют в применении санкций Евросоюза к официальному Минску, чиновники Белоруссии неоднократно давали понять, что "санкционное давление" столкнётся с противодействием и ответными мерами.