В Эстонии происходит заметное усиление политического давления через правоохранительные органы, а попасть под жернова подобного давления может любой предприниматель страны. Об этом сегодня, 7 декабря, сообщили в эстонском издании "Деловые ведомости" со ссылкой на выступление известного эстонского адвоката Леона Гликмана на конференции "Мой бизнес в Эстонии". По его словам, правоохранительные органы позволяют себе в последнее время все больше, а у граждан прав остается все меньше.

Причин здесь несколько. Так, по словам Гликмана, эстонский уголовный процесс построен по прежней советской модели уголовно-процессуального кодекса, по сравнению с европейским в нем отсутствует большая часть прав как у подозреваемого, так и обвиняемого.

Настоящей бедой современного бизнес-сообщества считает Гликман широко внедряемую правоохранительными органами прослушку, благодаря чему эти самые органы позволяют себе вольное толкование всего услышанного. Гликман утверждает, что в Эстонии телефонная прослушка разрешается спецслужбам в отношении 77% видов различных преступлений. При этом суды позволяют ее осуществлять практически безотказно: в 2010 году судами были удовлетворены 97% подобных ходатайств. В связи с этим адвокат призвал всех предпринимателей быть очень острожными при общении с должностными лицами, так как даже фамильярное обращение может служить косвенным доказательством при обвинении.

По утверждениям известного адвоката, в последнее годы все больше предпринимателей Эстонии привлекают к уголовной ответственности за дачу взятки или мзды. При этом, согласно Уголовному кодексу Эстонии, преступление является законченным и влечет ответственность уже с момента, когда взятка была только предложена, но не дана. Таким образом, делает вывод адвокат, преступление в Эстонии имеет так называемый формальный, а не материальный состав.

Как комментирует высказывания адвоката само издание, прикрываясь борьбой с коррупцией и мошенничеством, властям Эстонии становится все легче развязывать борьбу с инакомыслием и политическими конкурентами. Проблема заключается в том, что такими темпами можно окончательно запугать предпринимателей, причем не только своих, но и иностранных, построить откровенно полицейское государство и потерять главную ценность нормального государства - демократию и свободу слова и мысли.