Оппозиция не сможет использовать тему образования для ребрендинга протестных акций - такое мнение выразил ИА REGNUM исполнительный директор фонда "Разумный интернет" Илья Переседов.

"Я не очень верю в то, что оппозиции удастся перехватить этот тренд. Когда большевики охмуряли рабочих, то у них на руках была готовая доктрина, прописанная Марксом, пусть ограниченная и превратно ими понимаемая. Пролетариат - это тот класс, тот гегемон, от которого зависит будущее всей планеты. Они внушали это рабочим, попутно обещая последующие блага. В данном случае, поскольку представители нашей оппозиции испытывают такие же проблемы с темой образования, как и наши государственные деятели, то есть готовы поговорить об этом через запятую, то поднять эту тему на своё знамя и говорить с представителями образования на их языке, у них вряд ли получится", - прогнозирует Переседов.

"Скорее, с образованием, как с армией - военные могут быть недовольны положением дел, оставаясь при этом патриотами в силу системного начала армейских структур. Если они представители коммерциолизовавшейся и коррумпированной среды, то они выживают и так, а если бедные, но гордые, то они несут в себе это системное начало и вряд ли они примкнут к оппозиции в том виде, в котором она существует", - считает эксперт.

"Вряд ли можно говорить о том, что российское образование в контексте реформы пытается создать общество потребления. К сожалению, российское образование испытывает те же проблемы, что и российское государство - у него нет целостной идеологии. То есть у нас государство, скорее, пытается выживать в условиях рыночной экономики, адаптируясь к происходящему", - считает Переседов.

Он пояснил, что то же самое происходит и с образованием. "Сравнить это можно также с проблемами российское армии - эта структура, на которую возложена большая ответственная работа и которая с ней не справляется в силу своего устройства, привычек и сложного положения людей. И, как и в случае с армией, проблемы имеют многолетнюю историю. Здесь какая-либо доктрина, принятая и реализуемая, в течение какого-то количества лет, была бы лучше. У нас пока такой нет. Есть ЕГЭ, есть попытки защитить островок российского образования, переведя его на коммерческие рельс, есть попытки уподобиться Европе, но всё это весьма разрозненно", - сказал он.

"Как в России нет единой политической консолидирующей идеи, так нет и понимания, а зачем вообще нужно образование? У нас нет однозначного ответа на вопрос, зачем нужно учиться. Высшее образование для мальчиков - чтобы откосить от армии, для девочек - это возможность стать престижнее, а в регионах - это ещё и место, где дети проводят время в отсутствие родителей", - рассказал Переседов. По его словам, представления о ценности образования лишена и оппозиция.

Напомним, что бурные дебаты в российском гуманитарном сообществе вызвало заявление ученого совета филологического факультета МГУ, который выступил с резкой критикой минобразования России, назвав "катастрофой" ситуацию с образованием в стране - в первую очередь гуманитарным.

"Русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса", - говорится в заявлении 34 членов ученого совета, размещенном на официальном сайте факультета. Авторы документа обвиняют российские власти в том, что они "сознательно и целенаправленно" создавали нынешнюю ситуацию, в том числе из-за понимания, что общественным сознанием людей с низким уровнем образования проще управлять.

В конце документа ученый совет заявляет о "неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования", которую проводит минобразования, и призывает к широкой общественной дискуссии о деятельности этого ведомства.