В ноябре 2012 года вступило в силу соглашение об избежании двойного налогообложения между Латвией и Россией. Руководитель Отдела международного налогового и корпоративного планирования латвийской юридической компании Prime Consulting Татьяна Лютинская прокомментировала корреспонденту ИА REGNUM, какие именно "бонусы" бизнесменам двух стран это соглашение даст на практике.

Татьяна Лютинская считает: "Латвийско-российское соглашение с официальным названием "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" - это воистину исторический документ. Эпопея по "продвижению" его длилась полтора десятилетия. В декабре 2010 года во время визита президента Латвии Валдиса Затлерса в Москву соглашение после многолетнего ожидания было подписано, еще почти два года заняла ратификация, и, наконец, 6 ноября сего года оно вступило в силу. При этом в налоговой сфере положения этого документа начнут применяться с 2013 года.

Что даст новое соглашение инвесторам? Прежде всего, существенное снижение налогов, удерживаемых при выплате инвестиционных доходов из России в Латвию. Сейчас при выплате из России дивидендов удерживается налог у источника в размере 15%, а при выплате процентов и роялти - 20-30%. Новый режим позволит снизить ставку по дивидендам до 5-10%, по процентам - до 10%, по роялти - до 5%. Налоговый кодекс РФ предусматривает удержание налога у источника 10% с платежей российских компаний в адрес иностранных за осуществление международных перевозок. Соглашение позволит избежать удержания этого налога при платежах в адрес латвийских транспортных компаний. Так же, как до сих пор он не применялся к платежам в адрес литовских и немецких транспортников, кипрских компаний. Для компаний, ведущих деятельность на территории другой страны, существенно и то, что соглашение устанавливает более благоприятные условия в отношении "признаков постоянного представительства".

Следующее положение, особенно важное для физических лиц - возможность снизить налог, подлежащий уплате в России, на сумму налога, уже уплаченного с этого же дохода в Латвии. Латвийское регулирование такую возможность предоставляло и без соглашения. Российское - только теперь. Независимые и зависимые индивидуальные услуги не будут облагаться у источника выплаты в другой стране, если иностранное физическое лицо работает не на ее территории, либо не находится там более 183 дней. Здесь надо отметить, что снижение налогообложения трансграничных доходов физических лиц благодаря конвенции будет даже существеннее, чем для бизнеса. Ранее в некоторых случаях налоговые потери для физических лиц были столь велики, что оправдывали содержание в цепочке взаиморасчетов специальных структур. Имеется также ряд других, специфических преференций, которые должны стать предметом консультаций со специалистами в области налогового планирования.

Соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения гармонично дополнится в Латвии новым благоприятным холдинговым режимом, аналогичным уже действующим на Кипре, в Нидерландах, Люксембурге; в нашей стране он вступает в силу с 2013 года. Не секрет, что российские бизнесмены, в том числе из соображений безопасности и защиты, предпочитают владеть активами в своей стране не напрямую, а регистрировать их на иностранные компании. Подобную картину наглядно демонстрирует статистика прямых иностранных инвестиций в России: 80% их "заходит" из оффшоров и околооффшорных финансовых центров. Прямые латвийские инвестиции в России составляют в настоящее

время 40 млн. евро, что в 10 раз меньше статистики по обратным потокам - инвестициям в российский бизнес через Латвию. Начиная с 2013 года, благодаря холдинговому режиму и налоговому соглашению (именно они сделают Латвию удобной базой для вхождения в российский бизнес, как для иностранного, так и для "домашнего" капитала), эта цифра вырастет на порядок. Конечно, речь не идет пока о достижении результатов Кипра (крупнейшего для России прямого иностранного инвестора - 50 млрд. евро) или Нидерландов (второе месте с 40 млрд. евро), но потенциал развития - налицо.

Конвенция будет способствовать увеличению объема финансирования российского бизнеса через латвийскую кредитную систему. Получить в российском банке кредит дешевле, чем под 10% основной массе заемщиков не представляется возможным, что подталкивает российский бизнес искать более доступное финансирование в Европе, и в том числе в Латвии. По статистике, 12% кредитов, выданных латвийскими банками на сегодня, предоставлены иностранным заемщикам, включая сюда российские компании, - всего более 2 млрд. евро. До сих пор российские компании были вынуждены удерживать налог у источника в размере 20% с процентов, выплачиваемых ими латвийскому банку-кредитору, что делало подобное финансирование менее привлекательным. С 2013 года эти расходы снизятся как минимум вдвое: ставка налога составит 10% (а если финансирование происходит между финансовыми организациями - то 5%).

Латвия на протяжении уже двух десятилетий является признанным банковским центром для россиян (даже половина кипрско-российских платежей проходят через счета в латвийских банках, несмотря на наличие на Кипре своей развитой банковской системы, не говоря уже о расчетах классических оффшоров). Деньги, как говорится, "любят тишину". И понятно, почему клиенты из России, - страны со сравнительно высоким уровнем коррупции, с не слишком безопасной бизнес-средой, где до сих пор имеются случаи "рейдерства", - почему они беспокоятся насчет предполагаемого сотрудничества государственных органов наших двух стран. Действительно, соглашение содержит стандартные положения об обмене информацией, предусмотренные статьей 26-й модельной конвенции ОЭСР, цель которой - борьба со злоупотреблениями в налоговой сфере. Но имеет смысл вспомнить, сколь беспочвенной была, например, всеобщая "паника" в России осенью 2010 года - по случаю подписания Протокола к соглашению между Россией и Кипром, предусматривающего внесение аналогичной статьи в российско-кипрский документ. Столь же безосновательны и нынешние страхи в отношении Латвии.

Во-первых, возможность обмена информацией между правоохранительными органами России и Латвии существовала всегда, в том числе в рамках борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими уголовными преступлениями. Во-вторых, в мире не осталось финансовых центров, которые не приняли стандарты обмена информацией, внедряемые в международную практику усилиями ОЭСР - "абсолютной" банковской тайны не существует уже лет двадцать. В-третьих, любая передача любой информации строго регулируется. Обмен может быть трех видов: автоматический, спонтанный - по инициативе налогового органа, имеющего ее в своем распоряжении, или по запросу. Единственный пилотный проект по автоматическому обмену у России запланирован с Финляндией. Спонтанный же обмен (как, например, инициатива Швейцарии по передаче сведений о ряде подозрительных российских клиентов, приуроченная к подписанию Протокола к российско-швейцарскому соглашению), в рамках латвийско-российских отношений представляется невероятным.

Что касается обмена по запросу, то здесь все строго регламентировано: запрос должен производиться в рамках налоговой проверки, быть обоснованным, правомерным, адресным. Те клиенты, которые понимают, как инициируется запрос, какие сведения, в каких случаях и в каком порядке могут быть раскрыты, как налоговый орган может их интерпретировать, и самое главное - как не довести дело до запроса, - эти бизнесмены сводят риски утечки информации к минимуму самостоятельно и заблаговременно. Все то же можно сказать и о получении российской стороной сведений, находящихся в распоряжении латвийских небанковских структур, юристов, консультантов, бухгалтеров, и об обмене информацией в обратном направлении - по запросу латвийского налогового органа.

Очевидно, что вступившее в силу соглашение несет с собой огромную выгоду и создает особые преимущества для экономики Латвии. Россия - ее второй крупнейший партнер по размеру торгового оборота, после соседней Литвы (российская доля - это 10% или 2,3 млрд. евро в 2011 г.). Реальная цифра прямых российских инвестиций в Латвию (в т. ч. через промежуточные структуры на том же Кипре) также приближается к 10%. Россияне - основная часть потока туристов, посещающих Латвию, а также инвесторов, получающих здесь вид на жительство. Россия имеет огромный экономический потенциал и при этом ее не слишком сотрясают финансовые катаклизмы, привычные для сегодняшней Европы.

Интересно также, что Латвия в обозримой перспективе выглядит как последняя страна, с которой ее восточный сосед подписал соглашение об отмене двойного налогообложения. Россия сегодня имеет 80 таких договоров, охватывающих все страны СНГ, почти всю Европу, а в Прибалтики - Латвию и Литву. В ближайшее время новые соглашения заключаться не будут. Позитивное влияние конвенции трудно переоценить: она существенно снизит налоговое и административное бремя для латвийских и российских налогоплательщиков, которые ведут бизнес между нашими странами. Хочется добавить, что в новой ситуации важно при анализе трансграничной деятельности не забывать обращаться к положениям двусторонней конвенции, которые превалируют над национальными законодательствами", - указывает Татьяна Лютинская.