В Санкт-Петербурге создана общественная комиссия по фиксации состояния еще одной "горячей градозащитной точки города" - зданий и территории 442-го Окружного клинического госпиталя (ОВКГ) им. Зиновия Соловьева, основанного еще при Николае I. Как сообщает сегодня, 3 декабря, корреспондент ИА REGNUM, такое решение было принято сегодня на собрании сотрудников госпиталя, врачей, общественных активистов, представителей Региональной общественной организации "Общество сохранения исторического наследия Военно-медицинской академии (ВМА)".

Как рассказал активист РОО "Наследие ВМА" Иван Новиков, сегодняшняя встреча состоялась в экстренном режиме, а причиной тому послужила угроза уничтожения Окружного госпиталя "как учреждения Министерства обороны и как памятника культурного наследия". Общественники будут вести фотосъёмку, фиксируя состояние объектов, так как, по мнению активистов, это необходимо для обеспечения охраны зданий и возможного обращения в суд.

Руководитель РОО "Наследие ВМА" Александр Редкокаша рассказал, что летом 2012 года сотрудникам 442-го госпиталя объявили о реорганизации учреждения и присоединении его к областному госпиталю в Подольске: "Сделано было хитро, потому что о ликвидации госпиталя не было сказано ни слова. Но по новому распоряжению в состав Подольского госпиталя входят только два филиала Окружного госпиталя - Пушкинский и Кронштадтский. Между тем, четыре площадки фактически решили ликвидировать. Это Гатчинский госпиталь, Военно-морской госпиталь, основная площадка на Суворовском проспекте 442-го госпиталя и Выборгский госпиталь".

Согласно приказу, ликвидировать 442-й госпиталь решено было к 1 декабря. С приходом нового министра обороны РФ Сергея Шойгу пришла и весть о приостановке ликвидации как ВМА, так и Окружного госпиталя. Однако, по данным активиста, к 15 ноября госпиталь "прошел точку невозврата в своей ликвидации": уже было вывезено оборудование и мебель. Сотрудники госпиталя либо были отправлены во внеочередной отпуск, либо переведены на частичную занятость.

Но на территории госпиталя остались две кафедры ВМА - кафедра терапии усовершенствования врачей №2 и кафедра госпитальной терапии. "Оставалась надежда, что площадка на Суворовском проспекте останется функционировать как раз за счет этих кафедр. Предлагалось развернуть на их базе 300 коек для приема военнослужащих",- рассказал Редкокаша. 24 ноября главным хирургом госпиталя были разработаны конкретные предложения по мерам оказания медпомощи военнослужащим, приписанным к 442-му госпиталю. Однако в следующий понедельник поступила совершенно новая директива о переносе этих двух кафедр ВМА на территорию Военно-морского госпиталя, где, по словам активиста, реальных площадей для разворачивания кафедр не оказалось. "Таким образом, две терапевтические кафедры ВМА выполнить поставленную задачу не могут", - констатировал активист.

"Теперь сложилась ситуация, когда в преддверии зимы может не хватить коек для заболевших военнослужащих. Военнослужащему с температурой приходится метаться от главного здания ВМА в Пушкинский госпиталь, который переполнен. Пушкинский госпиталь направляет больного в Военно-морской госпиталь, который является частью ВМА. Он развернул на баз инфекционных отделений три дополнительных отделения для приема военнослужащих. Но приемный покой для больного с температурой находится на территории филиала ВМА у Финляндского вокзала. Теперь больной едет туда, и только там его, наконец, принимают. "Больной потратил почти весь день на госпитализацию. Вот как скажется это на его здоровье? Но сейчас госпитализация военнослужащих проходит именно так", - обратил внимание активист.

Еще одной проблемой при возможной ликвидации 442-го госпиталя является вопрос расселения общежития для сотрудников, которое находится на территории учреждения. "Сейчас вопрос встает о том, где я буду жить после ликвидации госпиталя", - беспокоится медсестра 442-го Окружного госпиталя Ирина Андреева, проживающая в общежитии.

По мнению Новикова, истинная цель ликвидации 442-го госпиталя - это недвижимость на Суворовском проспекте, рядом со Смольным. Противоречивость распоряжений объясняется тем, что свой ресурс включил "инвестор, понявший, что всё может уплыть из рук", считает Новиков. Кроме того, распоряжения об освобождении территории отдавались администратором из академии, который, по службе, не имел полномочий на это.

"Совсем недавно от госпиталя отрезали часть участка вдоль Кирочной улицы, теперь там стоят жилые дома, построенные ГК "ЛСР". Они нависают над территорией госпиталя. Часть квартир там обещали работникам, обманули", - рассказал активист. Однако, по словам активиста, за несколько лет до решения о ликвидации госпиталя на его территории началось обновление всех инженерных сетей. "По-видимому, это было подготовкой для того, чтобы дать питание домам, которые могут быть построены здесь", - поделился своим предположением Александр Редкокаша.

Также Иван Новиков сообщил, что РОО "Сохраним ВМА" располагает ответом из Главного военно-медицинского управления, в котором ВРИО начальника рассказывает о перспективах и реорганизации госпиталя. В частности, пояснил Новиков, там говорится о судьбе кафедр ВМА, работающих в госпитале. Таким образом, полагают в обществе противников переезда ВМА в Горскую, "ликвидация госпиталя - это ещё и тщательно запланированный, косвенный удар по академии".

На сегодняшний день комплекс зданий госпиталя стоит абсолютно пустым. 442-й ОВКГ уже не работает в режиме госпиталя в течение месяца. Как рассказала заведующая архивом госпиталя Аза Антонова, лишь сотрудники архива еще продолжают работу. "У нас в архиве около 800 тыс историй болезней. Их надо разложить в алфавитном порядке", - пояснила Антонова, добавив, что работа архива на сегодня - единственное, что задерживает полную ликвидацию госпиталя. Пока еще помещения подключены к электричеству, водопроводу и отоплению, однако из охраны на контрольно-пропускном пункте осталось лишь несколько человек, а все ворота открыты настежь.

"Я приветствую ваши действия", - поддержал собравшихся активистов председатель профильной комиссии по науке и высшей школе, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Воронцов. Но депутат оказался удивлен тем, что так мало сочувствующих собралось на собрании. "Когда боролись за ВМА, то люди плотным кольцом стояли вокруг здания", - сказал Воронцов, но заверил, что парламент города поддержит активистов в их борьбе за 442-й окружной госпиталь.

От имени общества поданы телефаксы, следующего содержания: "Мы, Региональная общественная организация "Сохраним наследие Военно-медицинской академии", сообщаем о возможном рейдерском захвате. В силу различных причин территория и корпуса Окружного госпиталя им. Соловьёва, (Суворовский 63) осталась фактически без охраны, существует угроза, как коммунальных аварий (прорывы водопровода и отопления, "размораживания", пожары), так и угроза мародёрства. Мы требуем организовать охрану и патрулирование, закрыть въезды и проход". Такие телефаксы будут разосланы в адрес ФСБ РФ, Министерства обороны РФ, ГУВД, прокуратуры, дежурному Штаба Западного военного округа и МЧС. Под такими обращениями на собрании подписалось более ста человек, включая сотрудников госпиталя.

Напомним, что решение о закрытии госпиталя принято в рамках продолжения военной реформы. В 2010 году был образован Западный военный округ, объединивший ЛенВО и Московский военный округ. По решению Минобороны, окружной госпиталь теперь должен быть один, а местом его дислокации определен Подольск.

Напомним также, что 442-й окружной военный клинический госпиталь имени Зиновия Соловьева, основанный в 1835 году при Николае I, а для приема больных был открытый пятью годами позже, является одним из старейших военно-медицинских учреждений России. В 1869 году госпиталь получил название Николаевского военного госпиталя. Современное название госпиталь получил в советское время. В стенах 442-го окружного военного госпиталя работали такие выдающиеся врачи, как Николай Склифосовский, Петр Куприянов, Роман Вреден, Владимир Бехтерев.

На территории учреждения расположено пять выявленных объектов культурного наследия: Главный корпус военно-сухопутного госпиталя, Аптечный флигель, Прачечный и Сушильный корпуса - все эти здания были построены в 1835- 1840 -х годах. Также аналогичным охранным статусом обладает здание клиники для душевнобольных, построенное в 1890-1894 годах.