Эксперт: Поведение древнего вепса - прекрасный пример экологического порядка, которому стоит подражать
Москва, 3 декабря, 2012, 18:58 — ИА Регнум. "Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, имеет прекрасный, но, к сожалению, еще не до конца изученный, используемый нами опыт не просто выживания - развития и сохранения самобытной духовной культуры. Той культуры, которая складывалась в непростых исторических условиях, на протяжении многих тысячелетий", - считает председатель комиссии Общественной палаты Ленинградской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям
Об этом она заявила в ходе двухдневного Гражданского форума, посвященного предстоящему году духовной культуры, объявленному губернатором Ленинградской области, а в беседе с корреспондентом ИА REGNUM подтвердила намерение добиваться того, чтобы 2013 год стал для малочисленных, коренных народов Ленобласти особенно богатым событиями, связанными с возрождением давних традиций, культуры.
"Как обычно, говорю от имени тех людей, для которых сохранение народных традиций, языка, на котором говорили предки, кране важно. По определению, духовная культура - система знаний и мировоззренческих идей, принадлежащих конкретному человеческому единству или человечеству в целом. Хотелось бы обратить внимание на малоизвестную, но важную сторону духовной культуры Ленобласти - коренные малочисленные народы. Надо добиться того чтобы их проблемы были не просто услышаны - решались с помощью власти и представителей гражданского общества", - подчеркнула Ольга Конькова.
Справка
Ольга Конькова - представитель ижорцев, коренного малочисленного народа, ученый-этнограф, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленинградской области, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов. Инициатор и разработчик долгосрочной программы поддержки коренных малочисленных народов. Ведет активную работу по возрождению культуры коренных малочисленных народов Ленинградской области: создает народные музеи, национальные хоры и просветительские программы, организует национальные мобильные школы, ведет издательскую работу, читает открытые лекции. Её дочь - специалист по этнической психологии.
ИА REGNUM: В чём особенность этнической картины, сложившейся на территории региона?
Картина, сложившаяся в нашем регионе, уникальна для западной части России - на территории области проживают четыре коренных малочисленных народа. Я уже не раз говорила о том, что ни один из субъектов РФ не имеет такой богатой этнической картины. У нас 17 муниципальных районов и один городской округ, причём в 13 из них имеется компонент коренных малочисленных народов, каждый из которых - не просто обладает самобытной культурой, древней историей, а ещё и яркими национальными чертами характера.
ИА REGNUM: Что это за черты?
Свой богатейший опыт в духовном равновесии, в полном разумном согласии с природой, например, дают нам вепсы - жители восточных районов Ленобласти. Это один из древнейших народов Северной Европы, первое упоминание о котором относится к VIвеку. В Повести Временных лет вепсы участвуют в создании первого русского государства. Известность вепсов связана с деятельностью одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви -
ИА REGNUM: Судя по всему, у них было собственное понятие о том, как надо общаться с природой, окружающим миром...
Находясь в лесу, вепсу нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, рубить деревья, кустарники. На воде тоже запрещалось браниться, бросать мусор за борт. Это прекрасный пример экологического поведения, которому стоило бы подражать нашим современникам... По официальным данным, максимальной численности вепсы достигли в 1926 году - их было 33 тысячи человек. К сожалению, по сведениям последней переписи, вепсов у нас осталось всего 2 тысячи.
ИА REGNUM: Но об этом имели представление и представители других малых народов...
Тем не менее, собственным сильным характером, богатейшей культурой обладали ижоры, предки которых впервые появились на берегах Балтики 17 тысяч лет назад. Во второй половине XII века ижоры упоминались даже в документах Ватикана, как сильный народ. Общеизвестно, что в летописном сказании о Невской битве князя Александра со шведами (1240 год) говорится, что именно старейшина земли ижорской Пелгусий, находясь в дозоре, предупредил новгородцев о подходе шведской флотилии... Ижоры издавна занимались морскими промыслами, это определило суровый, несгибаемый характер представителей этого народа, и в то же время уникальную составляющую духовной культуры. Представьте себе, это самый фольклорный народ Европы, фольклористами записано 145 тысяч песен - настоящее фольклорное богатство. Увы, последняя перепись 2002 года зафиксировала только 327 человек.
ИА REGNUM: К коренным малочисленным народам Ленобласти можно отнести и многострадальных финнов - ингерманладцев. Много ли их осталось?
Это действительно многое переживший и выстрадавший, трудолюбивый, фанатично преданный своей земле народ. Когда-то финны были в пределах Санкт-Петербургской губернии самым грамотным народом - 70% из них умели читать и писать, притом что грамотность русского сельского населения в то же время составляла только 7%. Страшные времена репрессий и депортации пережили немногие. Сейчас на территории нашего региона финнов осталось меньше 8 тысяч.
ИА REGNUM: Какой из малых народов, населяющих Ленинградскую область, самый малочисленный?
Это древний народ, известный по древнерусским рукописям XI столетия - водь. Он тоже уникален, помимо прочего, и потому что сохранил древнейшие черты культуры Европы. Сохранились также ландшафты, объединяющие каменные постройки, древние сакральные памятники. Можно смело утверждать, что водь - один из самых магических народов, с уникальными костюмами, свадебными и прочими обрядами. А его представителей осталось слишком мало - всего 70 человек.
ИА REGNUM: Как бы Вы определили значение малых народов для Ленобласти?
Коренные народы Ленобласти относятся к категории самых малочисленных, и тем интенсивнее надо о них заботиться, их защищать. Но это не означает, что они слабы, их можно считать интернациональным достоянием России и Ленинградской области. Их представление о красоте, добрых традициях - основа самобытной культуры нашей земли. Мы должны сегодня отчётливо понимать, что духовная культура этих народов может дать Ленинградской области новый самобытный, определённый статус. Главная роль этих народов в наше время, думаю, просветительская. И в этом плане важно, что они не работают исключительно на себя, предлагая на местах - то есть, в тех районах, где живут, просветительские программы.
ИА REGNUM: Но ведь просветительские программы предполагают участие не только самих коренных народов?
Верно, есть пример создания, например, такого механизма, как национально-мобильная школа. Понятно, что не в каждой деревне может быть специалист, достаточно хорошо знающий местную историю и культуру. Но такие специалисты есть, например, в Санкт-Петербурге. Поэтому организовывались своеобразные культурные десанты. Создавалась группа людей, которые выезжали в разные деревни. В общей сложности, мы побывали более чем в 60 деревнях Ленобласти, передавали знания по истории и культуре, проводили мастер-классы. Проект был настолько удачным (собственно, мы его продолжаем его до сих пор), что его поддержали специалисты многих из других регионов России.
ИА REGNUM: Какие ещё проекты можно выделить?
Стараемся поддерживать идеи, с которыми выступает Национальная организация коренных народов. Приведу в пример заслуживающую внимания инициативу. Речь идёт о мобильном музее, передвижной выставке, которую можно без официальных государственных формальностей - установки охраны, описи, переписи, предлагать любой деревне. У нас есть такой мобильный музей национальной культуры. Сейчас он работает в Токсово, переезжает на новое место один раз в три-четыре месяца, побывал уже в 18 населённых пунктов региона.
ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о самых интересных, на Ваш взгляд, идеях...
Очень важная область культуры - фольклор коренных народов. Многие знают о Калевале - карело-финском поэтическом эпосе, ставшем символом культуры Финляндии и Карелии. Но мало кому известно, что в прежние времена, именно в нашей Санкт-Петербургской губернии была записана большая часть калевальских рун. Мы несколько лет назад начали уникальный проект, который требует продолжения. Это Интернет-проект по переводу фольклора коренных народов, объединивший не только жителей Ленинградской области, но и Карелию, Мурманскую область, Сибирь, Финляндию. По сути, он стал международным бесплатным проектом, очередной этап которого предполагает привлечения сельских поэтов, способных перевести на русский язык подстрочник. Таким образом, силами НКО и местных жителей, мы можем вернуть Ленобласти эпос, который, скорее всего, не менее значим и красив, чем Калевала, не менее значимый и красивый.
ИА REGNUM: Можно ли ваши проекты считать интернациональными?
Благодаря этой работе, собрали очень много людей - представителей самых разных народов, осознавших, что история Ленинградская области ведётся с древних времён. Это наша слава, наша общая многотысячелетняя история. Думаю, такие проекты ценны, и прекращать их нельзя ни в коем случае.
ИА REGNUM: В ходе Гражданского форума очень много говорилось о необходимости сохранять книжное богатство, библиотеки...
Мы об этом тоже постоянно думаем, поэтому долгое время занимались созданием библиотеки. составленной из книг коренных народов (экземпляры представлены практически в каждой сельской библиотеке) о води, ижоре, финнах, вепсах. И вот к какому пришли выводу: если это народы живы, значит, надо развивать и современную национальную культуру. С гордостью могу заявить, что в этом году коренные народы сделали прорыв, осуществив две гениальных идеи. В осуществлении одного из проектов "Орнамент, как бренд Ленинградской области", помог комитет по печати и средствам массовой информации правительства Ленобласти.
ИА REGNUM: Что это за орнаменты?
В деревнях проводили обучение, собирали детей, которые потом искали в своей местности примечательные узоры, орнаменты: в постройках домов, бабушкиных сундуках, в сохранившихся предметах. На основании этих находок удалось создать своеобразный каталог узоров, характерных для Кингисеппского, Гатчинского, Подпорожского районов. Затем проводили занятия, обсуждали, как можно использовать эти узоры. Таким образом, мы придаём новую самобытную красоту Ленинградской области и продолжаем надеяться на поддержку региона и то, что будет всё-таки действовать давно разработанная долгосрочная целевая программа "Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленинградской области".
Подготовила Евгения Дылева
Справка ИА REGNUM
Ве́псы (устаревшее - чудь) - малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России.
Общая численность в России - 8240 человек согласно переписи 2002 года (в 1989- 12 142 человека; в 1959 - около 16 170).
Фи́нны-ингерманла́ндцы (фин. inkeriläiset, inkerinsuomalaiset, эст. ingerlased, швед. finskingermanländare) - субэтническая группа финнов, проживающая на территории исторической области Ингерманландии.
Согласно переписи населения 2002 года в России проживает и зарегистрировано 34 тыс. финнов, из них не менее 95 % составляют ингерманландские финны и их потомки. В Ленобласти проживает около 8 тыс.человек.
Ижо́ра (ижо́рцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) - финно-угорский народ, в древности - основное (наряду с водью) население Ижорской земли.
Водь (самоназвание ва́ддялайзыд (водск. vaďďalaizõd), вадьякко, водь, редк. вожане) - малочисленный финно-угорский народ в Российской Федерации, коренное население Ленинградской области.
Численность в России составляет 64 человека в 2010 году (в 2002 - 73 человека), из них на родине, в Ленинградской области - 33 чел. (2010 г.; в 2002 г. - 12 чел.), в Санкт-Петербурге - ещё 12 чел. (2002 г).
Ка́левала (карельск. и фин. Kalevala) - карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен).