Ситуация в Грузии спустя почти два месяца после парламентских выборов 1 октября 2012 года и чуть больше месяца после утверждения нового правительства страны остается достаточно напряженной. За этот период в Грузии прошло столько забастовок и акций протеста, сколько не происходило, наверное, за последние два года. Представители нового правительства во главе с премьер-министром Бидзиной Иванишвили заняты внутриструктурными изменениями и составлением планов на будущий год, как говорят эксперты, "подготовкой к выполнению данных в предвыборный период обещаний".

В последнее время от министров и премьера можно слышать признания: кое-какие обещания в полной мере выполнить не удастся. В том числе не будут сокращены наполовину тарифы на электроэнергию и газ. Как заявил премьер-министр, расчеты с самого начала были сделаны неправильно. Он пообещал, что тарифы понизят, но где-то на 10%. Правоохранительные органы тем временем уже приступили к выполнению обещания "восстановить справедливость": возбуждены уголовные дела в отношении целого ряда бывших высокопоставленных чиновников, некоторые из них находятся в предварительном заключении, других освободили под залог, почти ежедневно становится известно о возбуждении новых уголовных дел.

Неспокойно в регионах, где предпринимаются попытки захватить местные органы самоуправления, власть в которых все еще принадлежит перешедшему в оппозицию "Единому национальному движению". Неспокойно и неуютно в новых условиях чувствует себя и бывшая правящая партия, которая не хочет уступать принадлежащие ей сегодня "бразды правления". В выступлениях ее лидеров звучат резкие предупреждения в адрес нового парламентского большинства и правительства. И напоминания: президент может отправить правительство в отставку... Такое право ему дает Конституция, которая неоднократно перекраивалась и изменялась в течение последних 8 лет. Теперь изменения в Конституцию готовит уже новое правительство и парламентское большинство. Эти изменения могут существенно ослабить власть "националов". Для их инициирования коалиция "Грузинская мечта" имеет достаточное количество голосов, но для утверждения - не имеет. О сложившейся в стране ситуации корреспондент ИА REGNUM побеседовал с независимым грузинским экспертом Заалом Анджапаридзе.

ИА REGNUM: Спустя месяц после выборов у определенной части населения Грузии уже появилось некоторое разочарование. Все ожидали, что сразу же после победы коалиции "Грузинская мечта" начнется моментальное исполнение обещаний и претворение в жизнь той самой мечты, о которой говорил лидер коалиции Иванишвили. Но реальность оказалась иной. Пока же обещания выполняются только в сфере правосудия и проявляются в арестах бывших чиновников...

Новое правительство Грузии всего месяц как приступило к работе, поэтому сегодня говорить о выполнении им данных обещаний и делать какие-либо выводы или оценки пока рано. Насколько мне известно, многие министерства и ведомства еще не сформировали свой состав, во многих структурах ведется подготовка к выполнению данных в ходе предвыборной кампании обещаний. Но в процессе этой подготовки выяснилось, что расчеты, на которых были основаны эти обещания, оказались, можно сказать, не совсем точными. Я имею ввиду тарифы. Говорилось о сокращении их наполовину, но выяснилось, что такой возможности у правительства нет. Думаю, что причина этой проблемы - неправильная коммуникация. Население с энтузиазмом восприняло предвыборные обещания коалиции "Грузинская мечта", но реальность выявила, что расчеты были неточными. И это оказалась первая мина, на которую наступило новое правительство.

ИА REGNUM: Когда же в таком случае можно ожидать выполнения обещаний, пусть даже в "откорректированном" реальностью виде?

Думаю, вероятнее всего ожидать начала исполнения предвыборных обещаний с нового года, точнее с весны будущего года. До этого правительству предстоит провести определенные подготовительные работы. В том числе - переговоры с компаниями (электрораспределительной, газораспределительной, поставщиками) о размерах тарифов. Нетерпеливость населения понятна. Но срок, который прошел после выборов, еще очень мал для того, чтобы мы имели конкретные результаты. Тем не менее определенным недовольством и нетерпеливостью части населения уже воспользовалась нынешняя оппозиция, бывшая правящая сила. Она постоянно напоминает правительству о невыполненных обещаниях. Хотя в принципе для оппозиции такая тактика вполне нормальна, и точно такую же позицию занимает любая оппозиция в любой стране. Ее задача и цель - нанесение ударов по правящей партии.

Вообще новому правительству Грузии приходится работать в очень неординарных условиях, под двойным прессингом. С одной стороны, на него давят силы внутри страны, крайне политизируя внутренние процессы, с другой стороны, правительство работает в условиях критики и замечаний от представителей Запада.

ИА REGNUM: Как вы считаете, кто политизирует процессы внутри страны - бывшая или нынешняя власть? Кто организует акции протеста, забастовки, кто подстрекает людей к тому, чтобы они врывались в органы местной власти и требовали их отставки? Иной раз из заявлений политиков можно сделать выводы, что этим занимаются обе стороны...

В основном, думаю, политизация процессов - результат деятельности прежней власти, нынешней оппозиции. Она тем самым создает основания для критики нового правительства. Но и со стороны нынешнего правительства предпринимаются попытки перетянуть местные власти под свой контроль. Дело в том, что без обладания властью на местах новому кабинету министров будет трудно выполнить данные народу обещания и избежать саботажа, который могут устроить нынешние руководители местных администраций. В то же время, думаю, всю активность населения сваливать на политиков нельзя.

После парламентских выборов и прихода к власти коалиции ситуация в стране изменилась, люди почувствовали свободу, и то недовольство местными властями, которое накапливалось у них годами, выплеснулось наружу. Поэтому они так активно стали выражать свой протест. Так что, с одной стороны, мы имеем дело с попытками нового правительства взять под свой контроль органы местного самоуправления, с другой стороны - с реальным протестом рядовых граждан. Это как бы комбинация двух процессов. И, думаю, эти процессы продолжатся. К тому же, новое правительство Грузии готовит изменения в Конституции, и если оно сумеет набрать конституционное большинство для их утверждения, то это существенно урежет ареал власти "Национального движения", в том числе ослабит ее на местах.

ИА REGNUM: Насколько реальна перспектива, что правящее большинство в парламенте возрастет до конституционного?

Однозначно судить об этом мне сегодня трудно, абсолютной уверенности нет, но процесс оттока депутатов из фракции "Национального движения" в парламенте уже идет, и, правда, пока поодиночке, но депутаты выходят из фракции. Насколько "жизнеспособной" будет эта тенденция, проявится в будущем году.

ИА REGNUM: Как в целом можно оценить ситуацию в Грузии на сегодняшний день? И можно ли ожидать радикальных шагов со стороны все еще имеющей власть нынешней оппозиции?

Ситуация очень напряженная. Я не исключаю, что бывшая правящая сила может пойти на радикальные шаги, тем более, что ее представитель - президент страны. Кстати, в одном из последних интервью украинскому изданию Михаил Саакашвили не исключил, что может пойти на решение об отставке правительства. Это может произойти, если правительство Грузии наберет критическую массу ошибок. В этом случае решение отставки правительства может найти определенное понимание на Западе. Но внутри страны такое решение, думаю, понимания у основной массы населения не найдет. Внутри страны президент и его партия от такого радикального шага только еще больше проиграют.

ИА REGNUM: "Единое национальное движение" проводит массированную информационную кампанию, в том числе посредством все еще контролируемых им телеканалов, чего не скажешь о нынешнем правительстве Грузии. И такая "информационная обработка" достигает цели, вырабатывая недовольство у определенной части населения...

Новой власти необходимо вести более эффективный диалог с населением. Нужно разъяснять народу, что делается, что будет сделано, что не получается и по каким причинам. Народу нужно внятно объяснить, чего и когда ему следует ожидать. А для этого правительству следует выстроить свою четкую и стройную информационную политику, которой пока у него, к сожалению, нет. Нужно нанять компетентных людей, которые смогут все идеи и дела донести до населения. Пока же предпринимаются лишь слабые, не очень профессиональные попытки как-то объяснить происходящее. В плане информационной политики я бы выделил только два ведомства - министерство юстиции и главную прокуратуру. Руководители и соответствующие службы этих структур находятся в постоянном диалоге с общественностью и объясняют все то, над чем они работают и что делают. Поэтому их политика и их действия находят понимание у населения. Этого не скажешь о министерстве энергетики, министерстве экономики и ряде других структур, о деятельности которых народу почти ничего не известно.

ИА REGNUM: Одно из предвыборных обещаний премьера Иванишвили состояло в налаживании отношений с Россией. После вступления в должность премьер назначил своего спецпредставителя по этому вопросу, но на этом пока и остановились. Министр сельского хозяйства несколько раз говорил о важности возвращения грузинской продукции на российский рынок. Делались заявления о восстановлении культурных, гуманитарных и экономических отношений и невозможности политических и дипломатических отношений в связи с открытыми Россией посольствами в Сухуми и Цхинвали... Ситуация, в общем, прежняя, если не считать, что в правительстве уже не партия Михаила Саакашвили.

Позитивных подвижек в вопросе восстановления политических и дипломатических отношений с Россией я и не ожидаю. Даже последнее заявление премьер-министра Медведева исключило возможность политического диалога, так как он сказал, что правительству Грузии придется учесть новую реальность, то есть независимость Абхазии и Южной Осетии, а это априори исключено. Но судя по этому заявлению российского премьера и высказываниям представителей нового правительства Грузии, обе стороны настроены на восстановление гуманитарных, культурных, экономических связей. Думаю, что это вполне осуществимо.

Если новая власть сумеет решить вопрос возвращения грузинской сельскохозяйственной продукции на российский рынок, это будет плюсом не только для нее в плане выполнения обещаний, это принесет финансовую и экономическую выгоду многим гражданам Грузии. Ведь российский рынок был основным рынком сбыта для грузинской сельскохозяйственной продукции, и его закрытие нанесло серьезный удар по местным предпринимателям и аграриям. Еще одним плюсом для новой власти может стать решение вопроса о смягчении визового режима для граждан Грузии со стороны России. Это вполне достижимые задачи.