ОБСЕ призвала не политизировать вопрос "румынских школ" в Приднестровье
Москва, 22 ноября, 2012, 15:11 — ИА Регнум.
Открывая встречу, Виталий Игнатьев заявил, что благодаря посредничеству ОБСЕ выработан устойчивый механизм диалога по ряду вопросов. Дипломат выразил признательность ОБСЕ, которая не первый год работает в таком чувствительном для Приднестровья направлении, как образование. "Проблем в области образования существует несколько. Одна из них связана с функционированием вне рамок правового поля на территории Приднестровья восьми школ с обучением на латинской графике. Эти школы должны быть зарегистрированы, а их деятельность лицензирована, с тем чтобы образовательный процесс был организован максимально корректно в интересах учеников", - подчеркнул Виталий Игнатьев.
Другая проблема, по его словам, связана с необходимостью прохождения сложной процедуры нострификации приднестровских документов об образовании в Молдавии. "Проблема нострификации до сих пор не решена. Те правки, которые были внесены в законодательство Молдавии, по сути, не меняют сложившегося механизма: дети по-прежнему должны "досдавать" предметы (Власти Молдавии заставляют выпускников приднестровских учебных заведений "досдавать" в Кишиневе так называемую разницу по образовательным программам, которая включает, помимо прочего, предметы "Румынская литература" и "Румынский язык. Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавская письменность существует на кириллице с XVI века, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР в 1989 году молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM). Нашу обеспокоенность мы довели сегодня до представителей ОБСЕ", - заметил Виталий Игнатьев.
По словам представителя приднестровского внешнеполитического ведомства, оптимальным для Приднестровья выходом из сложившейся ситуации представляется уход от политизации в решении вопросов образования. Также дипломат отметил важность подключения к их проработке большего количества экспертов по линии ОБСЕ. "Сообща, с привлечением международной поддержки мы сможем найти конструктивные развязки по решению данных проблем", - считает дипломат.
В свою очередь верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств по итогам встречи отметил, что "образование - это один из тех аспектов, которым уделяется особое внимание со стороны организации". Он выразил удовлетворение тем, что деятельность рабочей группы по образованию, о которой шла речь в марте, была возобновлена. Верховный комиссар также выразил озабоченность проблемами, названными приднестровской стороной, и подчеркнул, что в их решении необходимо искать более прагматичные подходы. "Я призвал стороны не делать детей жертвами политических разногласий, поскольку образование - это фундаментальная ценность. Мы должны найти практическое решение этих вопросов", - отметил Кнут Воллебек.
Стоит отметить, что Воллебек посещал Приднестровье в марте текущего года. Тогда он с удивлением обнаружил, что в последние годы популярность школ с обучением на молдавском языке на латинской графике значительно снизилась среди того населения, которое пользовалось ранее услугами таких образовательных учреждений: количество педагогов в этих школах сократилось почти вдвое, а количество учеников - в четыре раза. Как отметила тогда министр иностранных дел ПМР
Напомним, находящиеся на территории ПМР "румынские школы", подчиняющихся Кишиневу и используемых Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. Как сообщало ИА REGNUM, 19 октября