В крупных городах Латвии постоянно усиливается проблема активности художников граффити и борьбы с оставленными ими "произведениями", сообщает 21 ноября корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на данные страховой компании BTA Insurance Company SE.

Отметим, что граффити являются неотъемлемым элементом внешнего вида латвийских крупных городов, особенно их много в Риге, Даугавпилсе, Резекне, Елгаве и Лиепае. Ущерб, который можно причинить одним рисунком или подписью, измеряется тысячами латов: причем создатели изображений, как правило, не обращают внимания, на чем они рисуют - будь то сарай, больница, ненужная развалина или только что отреставрированный памятник архитектуры.

Ранее, в латвийских СМИ публиковалась информация о граффити на трамваях в Лиепае, а также в Юрмале и Риге. Также сообщалось о поимке в Латвии зарубежных рисовальщиков, которые отправились в "граффити-турне". Виновным в порче общественного и частного имущества грозит административный штраф в размере до 100 латов, а если удастся доказать предумышленное причинение повреждений, то и уголовная ответственность. Полиция часто получает сообщения о поврежденных зданиях - однако в большинстве случаев доказать личность автора граффити и наказать его за нарушение практически невозможно, или же этот процесс может занять до нескольких лет.

Андрис Андерсонс, заместитель директора Департамента страховых возмещений BTA Insurance Company SE, сообщает: "Расходы на ликвидацию рисунков граффити включены в полис страхования недвижимой собственности. В таких случаях возмещается ущерб, причиненный частной и коммерческой собственности. Только что мы произвели выплату за повреждение недавно отремонтированного и окрашенного фасада в Даугавпилсе. Это как борьба с ветряными мельницами: только отчистил, перекрасил, как появляется новый рисунок. В странах с хорошо развитым страхованием недвижимости выделяется отдельный дополнительный риск - страхование от граффити, которое приобретают дополнительно к основному покрытию полиса страхования недвижимой собственности".

Сообщается, что чем больше город, тем больше случаев появления в нем граффити. Департамент дорожного движения Рижской думы в 2012 году истратил уже 40 тыс. латов на борьбу с ними. Латвийская железная дорога тоже каждый год тратит тысячи латов на перекраску испорченных вагонов. Мировая практика показывает, что ни высокие штрафы, ни наличие "легальных стен", где художники могут круглосуточно проявлять свой талант без боязни быть пойманными, не являются решением ситуации.

"Мы можем с достаточной уверенностью утверждать, что рисовальщики не испытывают проблем финансового характера, потому что один флакон краски стоит недешево - в среднем 3-5 латов. Создается впечатление, что рисовальщики днем занимаются хорошо оплачиваемой, солидной работой, а ночью бесстрашно выходят на улицы, рисуя граффити и причиняя ущерб домовладельцам", - отметил Андрис Андерсонс.