УМВД по Нижнему Новгороду инициировало прокурорскую проверку рекламной кампании парапсихологических центров, закрытых в сентябре 2012 года после возбуждения уголовных дел по фактам мошенничества. Полицейские просят надзорный орган дать оценку законности массированной рекламной кампании центров коррекции судьбы "Возрождение", "Модус" и "Международной академии ясновидения".

"Мы считаем, что ролики парапсихологов, широко транслировавшиеся по телевидению, создавали условия для обмана граждан и не соответствуют ФЗ "О рекламе". Поэтому мы просим оценить законность их размещения на телеканалах и привлечь к ответственности виновных лиц", - сообщили представители следственных органов, добавив, что, по их оценкам, "ясновидящие" тратили около 1,5 млн. рублей на пропаганду своей деятельности в СМИ, преимущественно в телеэфире.

Ранее в рамках уголовного дела были арестованы несколько директоров и учредителей парапсихологических центров, которые зарабатывали, обещая помощь в бизнесе и личной жизни, а также исцеление от болезней людям, отчаявшимся в традиционной медицине. Суммы, которые отдавали им пострадавшие, варьировались от нескольких тысяч до миллионов рублей, сейчас в рамках расследования более 150 человек из разных регионов России признаны потерпевшими. Сами обвиняемые доказывают, что ничего противозаконного не совершали, а их услуги носили консультационный характер.

Прокуратура уже привлекла для проверки рекламы на соответствие федеральному законодательству ФАС, специалисты которой запросили рекламные ролики у нижегородских каналов, транслировавших рекламу парапсихологических центров.

"Для нас это дело достаточно трудное, так как многие виды деятельности, о которых шла речь в рекламе, не подлежат государственному лицензированию или регулированию. Возможно, что по материалам уголовных дел о мошенничестве, возбужденных 12 сентября и 17 сентября, мы возбудим дело о недостоверной рекламе, но пока мы этих материалов не видели", - отметили в нижегородском управлении ФАС.

Если административное дело по признакам нарушения п. 3. ст. 5 закона "О рекламе" будет возбуждено и реклама будет признана недостоверной, то юрлицам-рекламодателям грозит от 100 до 500 тыс. рублей штрафа. Если же в роликах будет обнаружена реклама, например целительства или медицинской помощи, без наличия соответствующей лицензии, то нарушителями могут оказаться сами телеканалы.

В холдинге "Оптимедиа" говорят, что перед размещением рекламы в соответствии с законом проверили регистрацию фирм, отсутствие к ним судебных претензий и налоговую добросовестность:"Информацию, например о снятии порчи, рекламировать не запрещено. Другое дело, если эти компании рекламировали одну деятельность, а осуществляли другую, тогда это недостоверная реклама, которая находится в зоне ответственности самих рекламодателей".

Кроме того, распространяемая реклама не содержала указаний на целительство, которое требует обязательного наличия лицензии на этот вид деятельности, добавили в холдинге. В телекомпании "Волга" рассказали, что сейчас ведут активную переписку с прокуратурой по этому вопросу и на всякий случай стараются больше не связываться с сомнительными конторами.

Что касается самих "рекламодателей", большая часть из них сейчас объявлена в федеральный розыск - 12 подозреваемых, по словам полицейских, "разбежались" по всей России. Ни одного нижегородца среди сотрудников и учредителей этих центров не было, в основном "ясновидящим бизнесом" в Нижнем Новгороде заправляли уроженцы Дагестана, Армении и юга России. Следственные органы установили, что начинали они свою работу еще в 2010 году с распространения БАДов, сделанных из обычной аскорбиновой кислоты. Кроме того, выяснилось происхождение лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной центру "Модус" региональным Минздравом - ясновидящие получили ее по копиям документов дипломированных врачей, которым было обещано трудоустройство.