"Настойчивое стремление Вашингтона развернуть элементы стратегической противоракетной обороны в Европе, в относительной близости от границ Российской Федерации, не только препятствует процессу дальнейшего сокращения Россией и США стратегических наступательных вооружений и тактического ядерного оружия, но и может при определенных условиях ухудшить состояние безопасности в Причерноморском регионе", - заявил, передает корреспондент ИА REGNUM, на состоявшейся в Симферополе международной конференции "Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления" начальник отдела планирования НИР Научно-организационного управления РАН, кандидат технических наук Владимир Евсеев.

"По мере вовлечения внерегиональных игроков, в том числе в рамках НАТО, ситуация в сфере безопасности может существенно ухудшиться. И это может быть сделано под достаточно надуманным предлогом - угрозы со стороны Исламской Республики Иран", - отметил эксперт. При этом, по его мнению, ракетный потенциал Ирана даже в среднесрочной перспективе развития недостаточен, чтобы создать потенциальную угрозу для Европы, и тем более США. "Еще более абсурдно использование иранских ракет против расположенных в Причерноморском регионе государств. Для этого вообще нет каких-либо серьезных причин", - считает эксперт.

"Проблема создаваемой США, в том числе в Причерноморском регионе, системы противоракетной обороны состоит не только в том, что она возводится против несуществующей угрозы. Намного хуже то, что Москва начинает чувствовать свою уязвимость с этого направления, - отметил Евсеев. - Конечно, дело не в системе "Иджис Эшор" в Румынии. В ее нынешнем виде она никак не может угрожать безопасности Российской Федерации, которая не имеет баллистических ракет средней дальности. Но что будет потом, после развертывания в рассматриваемом регионе противоракет SM-3 Block 2A и периодического захода в Черное море боевых кораблей НАТО, оснащенных системой "Иджис"? В качестве ответной меры Россия может разместить, например, в Краснодарском крае оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер". Крайне сомнительно, что все это будет способствовать повышению уровня региональной безопасности".

"Таким образом, американская система ПРО в Европе становится существенным фактором безопасности Причерноморского региона. Очевидно, что пока отсутствуют серьезные причины для ее развертывания. По-видимому, можно было бы отложить этот процесс до 2018-2020 гг. ввиду, в том числе, технической неготовности указанной системы, что может привести к экологическим последствиям для расположенных в регионе государств. В этом случае международное сообщество получит дополнительное время как для поиска путей политико-дипломатического разрешения иранского ядерного кризиса, так и установление более справедливого миропорядка, при котором диктат силы со стороны отдельных государств и их союзов будет все меньше влиять на состояние международных отношений", - считает эксперт.

По его словам, на данный момент фоном для наращивания связанного с ПРО конфликтного потенциала в Причерноморском регионе является острая конкуренция в энергетической сфере. "Несомненно, что соперничество причерноморских стран за возможность участия в создании и эксплуатации новых маршрутов трубопроводов повышается. Оно основывается на данных о запасах нефти и природного газа в Каспийском регионе, а также на несколько завышенных оценках потребления углеводородных ресурсов в европейских странах. Новые геополитические и экономические альянсы в энергетической сфере складываются при все меньшем участии со стороны Украины, которая постепенно уступает лидерство Болгарии, Румынии и Турции. Основная причина этого - сохраняющаяся политическая нестабильность. В то же время возросла роль Молдавии. Получив благодаря Украине возможность постройки порта в Джурджулештах на Дунае, она фактически стала седьмым причерноморским государством. Последовавшее затем строительство Кишиневом нефтяного терминала, грузопассажирского порта и нефтеперерабатывающего завода вблизи Джурджулешт только способствовали этому. Как следствие у украинского порта Рени, до последнего времени самого мощного на Дунае, появится серьезный конкурент", - отметил эксперт. В этом контексте он также напомнил и о проекте магистрального газопровода Унгены-Яссы, посредством которого планируется объединить газотранспортные системы Молдавии и Румынии.

Евсеев отметил, что в последние десятилетия страны Причерноморья зачастую выступают не как партнеры, а как конкуренты. "С началом реализации планов по масштабной добыче ресурсов на черноморском шельфе такое соперничество может усилиться. В этом отношении наиболее активно действуют Россия, Турция и Румыния, которые настойчиво продвигают национальные проекты освоения черноморского шельфа", - отметил эксперт.