Обзор прессы Воронежской области с 12 по 18 ноября

Политика

Депутаты Воронежской городской Думы возьмут под контроль назначение директоров ключевых МУПов, об этом в номере от 15 ноября сообщил Коммерсант.

Новый порядок назначения глав пяти ключевых муниципальных предприятий Воронежа, как пишет издание, был принят накануне на заседании городского парламента. Теперь, при назначении директоров новых предприятий, необходимо одобрение их кандидатур депутатами гордумы. В числе "подконтрольных" Думе МУПов - коммунальные предприятия ("Воронежтеплосеть", "Воронежская горэлектросеть", "Водоканал Воронежа", МУП "Производственное объединение по обращению с отходами"), а также МУП "Центральный рынок". Как отмечает издание, поправки были приняты без обсуждения.

Александр Провоторов (первый вице-спикер, инициатор поправок - прим. ИА REGNUM) объяснил свою инициативу стремлением улучшить контроль за деятельностью этих предприятий. "Мы зачастую узнаем о том, что происходит в этих организациях, когда их проблемы переходят в критическую фазу. С их менеджментом связаны разбирательства, которыми занимаются правоохранительные органы. При этом все пять организаций являются ключевыми в системе жизнеобеспечения города",- цитирует Провоторова издание.

Как напоминает Ъ, "МКП "Воронежтеплосеть" (отапливает более 20% жилфонда города) в муниципалитете считают самым проблемным из перечисленных предприятий. По данным Kartoteka.ru, обязательства предприятия перед кредиторами по итогам 2011 года превысили 2,3 млрд, а чистый убыток составил 89,9 млн руб. В феврале нынешнего года предприятие оказалось в центре скандала, после того как в отношении руководившего им депутата гордумы Алексея Сергеева региональное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по статье злоупотребление полномочиями (ст. 285 УК РФ). Городские власти несколько раз попытались найти инвесторов для этого актива, но до последнего времени безрезультатно".

"Для водоканального и электросетевого хозяйства города они, напротив, уже найдены. В первом случае муниципальные активы в рамках договора концессии находятся в долгосрочном управлении у ООО "РВК-Воронеж" (структура холдинга "Росводоканал", входящего в "Альфа-групп"). Во втором - имущество готовится к продаже с торгов, вероятно, единственным реальным участником которых станет ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра". "Концессия не подразумевает потери городом контроля над водоканалом, а значит, там необходим сильный менеджер, как сейчас, так и после возврата актива в казну. Кроме того, муниципалитет заинтересован в максимально прозрачном и квалифицированно организованном тендере на электросети",- отметил господин Провоторов, добавив, что "это не означает, что мы намерены попрощаться" с действующим менеджментом обоих предприятий. Необходимость дополнительного контроля за руководством "Центрального рынка" вице-спикер объяснил его предстоящей реконструкцией, в которую может быть вложено более 100 млн руб., а для МУП ПООО - его "стратегической важностью", пишет Ъ.

Между тем, мнения относительно новой системы разделились. Так, глава думской комиссии по взаимодействию с муниципальными предприятиями Сергей Кудрявцев сообщил "Ъ", что от поправок городу "хуже не будет", и не исключил, что список предприятий "может быть расширен". Бывший мэр Воронежа Борис Скрынников с нововведениями не согласился. "Нынешняя гордума и мэр Сергей Колиух, по крайней мере до последнего времени, были группой единомышленников. Она одобряла все его предложения и инициативы. Если этот союз распался, то депутаты просто получили новый потенциальный источник благ, без предоставления которых мэрии сложно будет решать кадровые вопросы",- считает он. "Излишним" думский фильтр назвал и спикер горсовета Липецка Игорь Тиньков. "Есть вертикаль власти, которая идет в муниципалитеты с федерального уровня. Мэр должен проводить свою кадровую политику, а представительный орган - заниматься нормотворчеством и контролем. В противном случае можно дойти до утверждения депутатами участковых врачей",- пояснил он, добавив, что липецкий горсовет "даже первого вице-мэра не утверждает". Еще один топ-менеджер, имеющий опыт работы с мэрией Воронежа, на условиях анонимности назвал новую систему "неразумной, но вписывающейся в тренд": "Инициатива Провоторова подчеркивает недоверие руководства думы и первых лиц области к кадровой политике Колиуха. Замы у него уже чужие, теперь вот до крупных активов дошло. Но такой подход оборачивается тем, что каждый более или менее влиятельный человек считает допустимым и, соответственно, пытается "впихнуть" мэру свои кадры. Возможно, и к МУПам у кого-то созрел интерес".

Депутаты воронежской гордумы "с треском провалили предложенного мэрией для утверждения руководителем управления муниципального заказа 28-летнего Александра Зенина", пишет 15 ноября Коммерсант. Зенин на тот момент чуть больше недели исполнял обязанности главы управления, а до этого работал экономистом в областном учреждении "Агентство по инвестициям и государственно-частному партнерству".

"Начавшийся было резкий взлет по карьерной лестнице господину Зенину, видимо, прервала в самом начале депутат Галина Кудрявцева. Она обвинила кандидата в том, что он "еще до утверждения посмел" заговорить о назначении в мунзаказ лояльных ему людей. "Мне известно, что вас консультирует Сергей Шилов, несколько лет назад возглавлявший ведомство и начавший его развал. Я боролась с тем, чтобы убрать его из мэрии и не допущу его возвращения", - заявила она. Депутат Андрей Померанцев отметил, что Александру Зенину "рановато занимать такой пост". Только депутат и гендиректор "Домостроительного комбината" Александр Трубецкой в шутку поддержал претендента, под смех коллег напомнив, что муниципальные торги "все равно идут на электронных площадках". В итоге за господина Зенина проголосовали только девять депутатов, против - 22. Через несколько минут кандидат покинул зал. В кулуарах городские чиновники говорили о том, что столь неудачный выбор претендента был вынужденным. "Должность главы мунзаказа предлагали нескольким людям, они отказывались. Дошло до клерков и один из них согласился", - рассказал один из управленцев мэрии".

Отставка министра обороны не остановит расширение воронежского военного аэродрома "Балтимор", пишет Моё! 13 ноября.

"Громкая отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны, случившаяся 6 ноября, в российских и западных СМИ едва не затмила по популярности сообщения о выборах президента США, которые проходили в тот же день. На первый взгляд кажется, что кадровые перестановки в Минобороны - далёкое от Воронежа событие. На самом деле ни при одном министре обороны в нашем городе не было реализовано столько военных проектов, сколько при Сердюкове, - нашумевший перевод из Москвы в Воронеж военно-воздушной академии им. Гагарина и Жуковского, создание крупной авиабазы "Балтимор" и др", - пишет издание.

Как напоминает газета, экс-министр Анатолий Сердюков "был одним из идеологов преобразования воронежского военного аэродрома "Балтимор" в крупнейшую в России авиабазу. Собственно, 7000-я авиабаза - это её официальное название - уже создана. Она объединяет несколько аэродромов в центре России. Бывший командир базы Канамат Боташев летом сообщил, что после того, как на "Балтиморе" будет построена вторая взлётно-посадочная полоса, большую часть самолётов с этих аэродромов перебазируют в Воронеж. Воронежцы несколько лет бьются за запрет эксплуатации авиабазы в черте города. Однако в начале октября областной суд отказал в удовлетворении исковых требований противникам "Балтимора". Сейчас инициативная группа, выступающая за вынос "Балтимора" за черту Воронежа, воспряла духом".

Депутат гордумы Галина Кудрявцева заявила, что ждала этой отставки: "Ведь оставить в такой огромной стране всего несколько авиабаз и тем самым подставить себя под удар - такого не допустит ни одно вменяемое государство. У объединения военных аэродромов, которым в последние годы занималось Минобороны, есть подоплёка - к примеру, после ликвидации аэродрома в подмосковной Кубинке и его переезда в Воронеж под Москвой освободились дорогостоящие лакомые участки земли. В общем, надеюсь, что после ухода Сердюкова первые лица страны пересмотрят концепцию создания авиабаз и воронежцев избавят от "Балтимора".

Между тем, командир авиабазы Николай Гостев уверен, что с приходом нового министра существенных изменений не произойдет: "Как можно отменить решение о создании авиабазы, если она уже создана? Весной на аэродроме начнётся строительство второй взлётно-посадочной полосы".

"Что касается перевода в Воронеж академии им. Гагарина и Жуковского, против которого выступали многие офицеры высшего звена, - это событие также состоявшееся. Да и переносить военный учебно-научный центр, созданный на базе воронежского военно-авиационного университета, в столицу уже некуда - корпуса академии в Москве либо разрушены, либо приспособлены под другие нужды Минобороны".

Отставка министра обороны может затронуть и крупнейшее предприятие Воронежа - авиазавод, основная доля производства которого ложится на госзаказы. " В конце сентября губернатор Алексей Гордеев договорился с Анатолием Сердюковым о регулярном строительстве на ВАСО самолётов для нужд Министерства обороны. Сейчас судьба этих договорённостей повисла в воздухе". "Мы надеемся, что всё останется в силе, - говорит помощник гендиректора ВАСО Маргарита Глотова. - С Сергеем Шойгу у нашего предприятия также всегда были хорошие отношения. Хочется верить, что, узнав о решении прежнего министра, он его не отменит".

В Воронеже реализуется еще один крупный оборонный проект - с начала года на ОАО "172-й центральный автомобильный ремонтный завод" проводится сборка итальянских бронированных автомобилей Iveco LMV M65 ("Рысь"). "Планировалось, что в 2012 году здесь из итальянских машинокомплектов произведут 57 бронеавтомобилей, в 2013-м - 194, в 2014-м - 248 и т. д. Посмотреть на сборку первых машин Анатолий Сердюков приезжал в Воронеж лично. Между тем в адрес бронеавтомобилей "Рысь" звучала критика. Специалисты говорили о том, что собранная машина будет хороша на шоссе, но застрянет на бездорожье, а также о сложностях эвакуации экипажа из бронемашины в случае подрыва. После этих заявлений вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий военно-промышленный комплекс, высказал сомнения в целесообразности траты бюджетных средств на такие машины".

Газета Моё! в номере от 13 ноября посчитала, сколько раз воронежские чиновники ездят в зарубежные командировки за бюджетный счет.

Как напоминает издание, в Воронеже разразился скандал, который затем перерос в уголовное дело, вокруг поездки теперь уже бывшего председателя городской Думы Александра Шипулина в 2008 году в Париж за счет бюджета.

Как пишет издание, в гордуме на запрос о том, сколько было загранкомандировок за последнее время, ответить не смогли - "все документы о командировках в аппарате Думы изъяло Управление ФСБ как раз в связи с делом Александра Шипулина".

Облдума за прошедшие пять лет направляла в командировки только спикера Владимира Ключникова, который съездил на сельскохозяйственную выставку "Зелёная неделя" в Германии и на презентацию экономического потенциала Воронежской области, тоже в ФРГ. При этом общая стоимость этих поездок была почти в десять раз меньше, чем стоимость поездки экс-спикера гордумы.

Что касается поездок сотрудников мэрии, то по документам в течение четырех лет все заграничные поездки мэра и сотрудников мэрии стоили бюджету города около 2 млн рублей. Поездки губернатора и сотрудников областного правительства обошлись еще дешевле - с начала 2009 года и до сегодняшнего дня на них было потрачено всего около 1 млн рублей.

"За срок полномочий губернатора - с марта 2009 года - была оформлена 31 загранкомандировка. Побывали сотрудники облправительства в Германии, Австрии, Франции, Монголии и на Украине. За границу в основном ездили вице-губернаторы, губернатор, а также те, кто сопровождает Алексея Гордеева постоянно, - руководитель секретариата, референты, сотрудники пресс-службы областного правительства. У губернатора зарубежных командировок было четыре: три в Германию и одна в Монголию. Представители правительства области в основном участвуют в различных международных мероприятиях. С рабочим визитом в Монголию Алексей Гордеев летал в январе 2010 года в качестве специального представителя президента по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству с этим государством. Эта должность ему досталась ещё в бытность министром сельского хозяйства. Поездки Алексея Гордеева и его подчинённых в Германию, как правило, были посвящены презентации инвестиционного и экономического потенциала Воронежской области. В поездках делегацию чиновников сопровождали бизнесмены, которые проводили переговоры со своими германскими коллегами", - пишет "Моё!".

"Судя по сообщению правительства области, делегации выбирают достаточно экономные варианты. К примеру, четырёхдневный визит губернатора в Германию в июне 2011 года обошёлся бюджету в 55 тыс. руб. Пятидневная поездка вице-губернатора Александра Гусева в Париж стоила около 78 тыс. руб. Неотъемлемый атрибут командировки - суточные. Это сумма, которая платится командированному сверх зарплаты - на транспортные расходы, питание и т. д. При начислении суточных для заграничных поездок правительство области и мэрия руководствуются постановлением правительства России, устанавливающим лимиты суточных. Для каждой страны они разные. Но средняя сумма составляет 60 - 70 долларов в день. В целом по итогам поездок правительство области, как правило, сообщает о различных договорённостях. К примеру, во время недавнего визита вице-губернатора Александра Гусева во Францию была достигнута договорённость об открытии чартерного авиарейса Воронеж - Париж. Возможность появления такого маршрута рассматривает Росавиация. Однако не все поездки приносят плоды. Так, вице-губернатор Александр Ганов в марте 2010 года побывал в Австрии, где обсуждал проект реконструкции воронежского водопровода. В 2010 году власти области и города привлекли австрийскую компанию ILF Russland, которая провела независимый технический аудит и разработала программу комплексного развития воронежского "Водоканала" на 25 лет. Но разработки эти, похоже, не пригодились - об их дальнейшей судьбе ничего не известно, а в 2012 году воронежское водопроводное хозяйство было передано в частные руки".

Сотрудники администрации Воронежа "ездят в загранкомандировки даже чаще самого мэра. За срок полномочий мэра - с марта 2008 года - командировок было оформлено 65. Побывали чиновники в 12 странах - Германии, Австрии, Швеции, Болгарии, Китае, Республике Корея, Объединённых Арабских Эмиратах, Чехии, Казахстане, Армении, Абхазии и на Украине. Так, вице-мэр Нина Музалевских и руководитель управы Коминтерновского района Геннадий Кузнецов съездили в Болгарию. Руководитель управления культуры Иван Чухнов - в ОАЭ. Руководитель департамента здравоохранения Сергей Бредихин и начальник отдела того же департамента Тамара Сложеницына побывали на стажировке в Швеции. Часто сотрудники мэрии бывают в земельном округе Везермаш в Германии".

"Сам глава города за границей на бюджетные деньги был единожды. С 5 по 10 июня 2010 года состоялась поездка делегации Воронежа в Гамбург, в которой кроме Сергея Колиуха были вице-мэр Сергей Крючков, главный архитектор Антон Шевелёв и руководитель управления информации мэрии Светлана Трунова. Основная цель большинства поездок, как сообщили нам в мэрии, - обмен опытом и укрепление отношений с заграничными побратимами. К примеру, поездка чиновников в Гамбург была посвящена садово-парковому искусству (Гамбург славится своими парками на всю Европу). Поездки в Везермаш (в последние годы их было пять) связаны с тем, что сотрудники аппарата мэрии сопровождают туда делегации воронежских школьников и студентов, которые по программе обмена ездят в Германию с 1989 года. В Эмираты руководитель управления культуры Иван Чухнов сопровождал на гастроли ансамбль музыкального колледжа им. Ростроповичей. Если говорить о бюджетных деньгах, в расточительстве городских чиновников не упрекнёшь. Судя по документам, они очень часто стараются ездить в командировки за счёт принимающей стороны. Так, Иван Чухнов за поездку в ОАЭ получил только суточные (около 500 рублей в день - вероятно, потому, что принимающая сторона взяла на себя расходы на питание, а в этом случае суточные уменьшаются). То же и с поездками других сотрудников в Швецию и Армению".

Экономика

Бутурлиновский ликероводочный завод получит второе рождение, пишет в номере от 17 ноября Молодой коммунар.

Издание пишет, что уже в феврале 2013 года Бутурлиновский ликероводочный завод, находящийся в простое уже два года, начнет работу, лицензия на производство, хранение и поставку алкогольной продукции уже получено. Планируется, что выпуск составит порядка миллиона бутылок в месяц.

"Напомним, крупнейшее в области предприятие по выпуску алкогольной продукции обанкротилось, лишилось лицензии и прекратило работу к середине 2010 года. По мнению аналитиков, прежние владельцы ЛВЗ, бизнесмен Юрий Зацепин и его партнеры, набрали слишком много кредитов, которые впоследствии, с наступлением финансового кризиса, не смогли обслуживать. Претензии кредиторов, основными из которых были "Мой банк", банк "Россия" и налоговое ведомство, колебались от 800 млн до 4 млрд рублей", - пишет издание.

Мощность завода составляла 2,4 млн декалитров в год, поступления от деятельности предприятия составляли более половины бюджета Бутурлиновского района, а численность работников превышала 500 человек. "Как и в случае с Семилукским огнеупорным заводом, областное Правительство решило взять градообразующее предприятие в зону своей ответственности. В феврале 2012 года было принято решение о создании совместно с ОАО "Мой банк" нового юрлица - ОАО "Бутурлиновский ЛВЗ", где Воронежская область в лице департамента имущественных и земельных отношений является владельцем 51% акций. Остальные 49% получили другие основные кредиторы предприятия-банкрота, прежде всего "Мой банк". Из областного бюджета в уставной капитал нового юрлица было внесено 40 млн рублей. А "Мой банк" выкупил на торгах часть оборудования завода", - напоминает газета.

Документы на получение лицензии для ЛВЗ были направлены в Росалкогольрегулирование еще в феврале, однако из-за технических проблем лицензия на производство, хранение и поставку алкогольной продукции была получена лишь на прошлой неделе, 8 ноября. Срок действия лицензии - пять лет. По данным воронежской Торгово-промышленной палаты, разливать там будут собственные марки - "Граф Бутурлин" и "Графская слобода".

"Завод был полностью приведен в соответствие с современными требованиями, мы учли все замечания и выполнили все предписания Росалкогольрегулирования, что позволило нам получить лицензию на право производства", - заявил руководитель областного департамента имущественных и земельных отношений области Максим Увайдов.

В ближайших планах руководства - провести расконсервацию производства на предприятии: восстановить тепло и электроснабжение, подготовить и настроить оборудование, получить различную разрешительную документацию. Отдельные участки теплотрассы уже не подлежат ремонту, поэтому их придется менять полностью.

Уже разработано штатное расписание, определена группа рабочих, которая займется расконсервацией (большинство специалистов работали на ЛВЗ до его банкротства). Предполагается, что после восстановления производства Бутурлиновский ликероводочный завод станет ежемесячно выпускать порядка 50 тысяч декалитров алкогольной продукции (это около 1 миллиона бутылок емкостью 0,5 литра).

"Пока не вполне ясно, как предприятие будет решать вопросы сбыта - водочный рынок весьма насыщен и отличается жесткой конкуренцией. Возрожденной "Графской слободе" придется бороться со множеством конкурентов. Также пока неизвестна дальнейшая судьба спиртзавода "Пираква", составляющего единый технологический комплекс с Бутурлиновским ЛВЗ и остающегося в процедуре банкротства", - отмечает газета.

Администрация Воронежа в интересах строителей оставила без тепла тысячи человек, пишет Моё! 13 ноября. В день первых заморозков в ряде домов по ул. Фридриха Энгельса, Комиссаржевской, Никитинской, Студенческой, Карла Маркса и Чайковского были отключены отопление и горячая вода. В мэрии сообщили, что причина - проведение работ на теплотрассе проводились работы по подключению к коммуникациям нового жилого дома. Однако, по данным издания, этого дома не существует.

"Работы на трассе проводились согласно приказу первого заместителя главы города по городскому хозяйству Сергея Крючкова, изданному 8 ноября. То есть за день до отключения отопления. Компании "Юрлайн" разрешили провести работы на участке по ул. Фридриха Энгельса, 24в - с 10.00 до 22.00 пятницы, 9 ноября. Здесь следует сделать небольшое отступление. Ещё недавно на этом участке располагался сквер. В городском управлении по охране окружающей среды тогда клялись, что спилили сухие деревья. Однако жители утверждали, что сквер вырубили, чтобы освободить площадку под строительство нового дома. Администрация города в ответ на эти опасения уверяла, что никакого разрешения на строительство в этом месте не выдавалось".

Между тем, как утверждает газета, из неофициальных источников стало известно, "что в ближайшее время на месте сквера всё-таки начнётся строительство элитного жилого дома с подземной парковкой. Официально работы на участке ведутся в связи с реконструкцией здания спортивной школы, которое граничит с бывшим сквером. Во всяком случае, именно эта информация значится на плакате рядом со строительной площадкой. Но есть сомнения, что дело ограничится только реконструкцией спортшколы. В выходные на отводе теплотрассы, который подходит к зданию школы, в двух местах были установлены запорные устройства. Это наталкивает на мысль, что теперь строители в любой момент могут отключить этот участок и переложить трубу так, чтобы она не мешала рыть котлован".

Особое возмущение жителей домов, которые на два выходных дня оставили без тепла и горячей воды, вызвало то, что об отключении их не предупредили. "В Воронежской коммунальной палате (ВКП) поясняют, что УК Центрального района получила телефонограмму об отключении от поставщиков тепла, воронежского филиала ОАО "Квадра", только в пятницу в 11 часов утра, когда строители уже вели работы. От администрации города УК писем не получала. Мэрия утверждает, что уведомить жильцов о работах должен был подрядчик. Но он этого не сделал. По данному факту проведут проверку. Однако непонятно, почему сотрудники городской администрации не проконтролировали процесс оповещения. Управляющая компания, в свою очередь, тоже не спешила оповещать жильцов даже после того, как получила телефонограмму от ОАО "Квадра". Одним словом, и мэрия, и УК, и подрядчик решили, что оповещение - это не их дело. Конечно, виновных обязательно накажут. А люди... Подумаешь, посидели три дня без горячей воды и отопления. Потерпят, им не впервой".

Общество

Почему провалилась реформа техосмотра и что делать дальше - об этом 14 ноября пишет газета Берег.

Автор статьи напоминает, что недавно первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов признал, что реформа техосмотра провалилась, а сама суть техосмотра фактически дискредитирована. "Напомним, что в январе этого года правительство решилось на масштабное реформирование системы ТО. Главное новшество - из ведома ГИБДД его передали Российскому союзу страховщиков: мол, полицейские насквозь поражены коррупцией, а страховщики заинтересованы в том, чтобы машины были технически исправны - так, типа, аварий станет меньше. Талон ТО отменили, а вместо него ввели диагностическую карту, которая требуется только при покупке полиса ОСАГО. Чтобы снизить большие очереди (еще одна глобальная проблема дореформенного техосмотра), разрешили открывать частные пункты - в довесок к государственным, которые, кстати, через два года должны прекратить свою работу. В схеме изначально было немало пробелов, которые пытались латать мелкими изменениями и корректировками, но в целом ситуация не стала лучше. Решив некоторые проблемы, реформа породила совсем другие - и сложно сказать, какие из них более серьезные. Апофеозом стало недавнее открытое письмо операторов ТО в правительство, в котором они сообщили, что более 90% владельцев транспортных средств приобретают талоны (ныне - диагностические карты) ТО в обход установленного порядка, без фактического диагностирования автомобиля. Цифра видится несколько завышенной, но то, что она наглядно демонстрирует тренд - это факт".

"Фактически сегодня сложилась такая ситуация, что владельцам легковых автомобилей, не использующихся как такси, проходить техосмотр не нужно. Диагностическая карта требуется при покупке ОСАГО, но большинство страховых агентов спокойно закрывают глаза на ее отсутствие. Да и как не закрывать, когда водитель просто развернется и пойдет в соседнюю страховую, где без проблем купит полис?.. Идея о том, что страховщики заинтересованы в честном техосмотре, оказалась "пшиком" - они прежде всего заинтересованы в клиентах и упускать их из-за формальных "мелочей" не будут. Единственное, что удалось реформе - снизить очереди. Сегодня законно пройти техосмотр можно очень быстро и без задержек, что не удивительно, ведь желающих поступать по закону находится немного. Сложнее ситуация у водителей такси, автобусов, грузовиков. Им диагностическая карта тоже нужна только для покупки полиса, но в отношении этих видов транспортных средств есть правило, по которому страховая может отказать в выплате компенсации, если у автомобиля не было действующего техосмотра. На обыкновенные легковушки это не распространяется".

Как пишет издание, реформа не повлияла и на одну из главных проблем в этой сфере - коррупцию. "ТО хоть формально и вышел из-под присмотра ГИБДД, но им фактически продолжают заниматься те же люди, что и раньше. Просто под другими вывесками и с другим статусом. А налаженные годами коррупционные цепочки никуда не деваются. В этом можно легко убедиться, просто подъехав к какой-нибудь из воронежских станций ТО". Единственный выход из ситуации автор видит в полной отмене техосмотра и приводит в пример соседние государства. "Многие боятся повышения аварийности из-за неисправности автомобилей, но давно доказано, что техосмотр и состояние автопарка никак не связано. В любом случае за исправность транспортного средства отвечает владелец, которому и нести ответственность, если ДТП случится по причине поломки. Наличие и отсутствие техосмотра на это никоим образом не влияет: автомобиль ездит постоянно, а проверяется только раз в год".