Политолог: Экс-президент открещивается от инициатив "Процветающей Армении"
Армения, 14 ноября, 2012, 23:05 — ИА Регнум. Второй президент Армении
"В публичных выступлениях Кочаряна, как правило, усматривают политический контекст. На этот раз он открестился от идеи перехода к парламентской форме правления. Он как бы подчеркивает, что не является их автором", - отметил Маркаров. По мнению эксперта, в своем интервью Кочарян в очередной раз обнажил свое отрицательное отношение к развитию событий в стране, имевшим место после его ухода. "В частности, это касается экономики Армении. Это не новость, в последних двух-трех интервью Роберт Кочарян затрагивает экономику. Хотя здесь есть место для критики, но нужно учитывать весь спектр вопросов, как внешних, так и внутренних, которым обусловлено экономическое развитие", - отметил Маркаров, уточнив, что имеет в виду мировой финансово-экономический экономический кризис 2008 года.
Что касается идеи перехода на стопроцентную пропорциональную систему формирования парламента, которую затронул Роберт Кочарян, Маркаров заметил, что эта медаль имеет две стороны. "Пропорциональная, мажоритарная, а также смешанные системы имеют свои плюсы и минусы. Переход к парламентаризму вкупе с принятием пропорциональной системы может привести к необходимости формирования коалиционного правительства. Кроме того, при такой системе маленькие партии увеличивают свой вес и начинают играть значительную роль. Такое положение дел в определенных обстоятельствах может привести к нестабильности исполнительной власти, примеров много, искать не нужно", - отметил он. Что касается мажоритарной системы, политолог указал на низкий уровень ее "мобильности", неспособность быстро реагировать на изменяющиеся настроения в обществе, чувствительность к изменениям избирательных округов, а самым важным недостатком назвал непропорциональное представительство депутатов в парламенте.
"Полупрезидентализм, кстати, обладает чертами обоих систем правления. Если те или иные силы стремятся при помощи парламентской системы правления сформировать коалиционное большинство, то полупрезидентскаой системой такая возможность тоже предусмотрена. С другой стороны, внутриполитическое поле в Армении формировалось на заре 90-х - с тех самых пор, когда было принято решение строить государство по полупрезидентскому принципу. Реорганизация системы приведет к тому, что все политики, партии, привыкшие к одной системе, будут вынуждены перестраиваться под другую. Это отнюдь не дает им гарантий занять те позиции, на которые они сегодня претендуют", - заявил директор армянского филиала Института стран СНГ. В связи с этим Маркаров уверен, что вопрос перехода на парламентскую систему, который должен быть вынесен на референдум (подразумевает изменения в Конституции) просто не пройдет через парламент. "Даже если предположить, что вопрос перехода будет вынесен на общенародное голосование, скорее всего результат будет отрицательный", - считает политолог.
Напомним, 13 ноября второй президент Армении Роберт Кочарян в интервью 2rd.am прокомментировал инициативу ряда политических сил, в том числе партии "Процветающая Армения" по переходу Армении на парламентскую систему управления. Кочарян, в частности, назвал предложение партии "Процветающая Армения" реакцией на сложившиеся в стране очевидные диспропорции в соотношении реальных прав и конституционной ответственности различных институтов власти: "Долгосрочные негативные последствия таких диспропорций очевидны уже сегодня. Кстати, полупрезидентская форма правления несет в себе этот недостаток даже в странах с развитой демократией (так, мало кто помнит имя премьер-министра Франции при президенте Саркози)", - заявил он.