Потери государственного бюджета от распространения контрафактной продукции и "серого" импорта в 2002 г. составили как минимум 61 млн. долларов. Такие данные показало исследование, проведенное экспертами Высшей школы экономики по заказу Содружества "РусБренд".

По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы Содружества "РусБренд", расчеты производились на базе 11 товарных групп, с учетом информации, предоставленной 15 компаниями - членами "РусБренда", а также анализа информации из других источников. По мнению экспертов, полученные данные позволяют говорить, что потери бюджета только в сегменте товаров широкого потребления в целом составили более 600 млн. долларов США.

Вместе с тем в ситуации с производством и распространением подделок произошли заметные позитивные сдвиги. Уровень подделок, который в 1999 году по отдельным товарным категориям доходил, согласно данным аналогичного исследования, проведенного Brand Protection Group, до 60%, в настоящее время составляет 10-12%. По мнению экспертов, успехи в борьбе с нарушением прав на интеллектуальную собственность являются результатом активной позиции бизнеса и растущим вниманием органов государственной власти к этой проблеме. Как отметил председатель совета директоров Содружества "РусБренд", председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили, "внесение по инициативе делового сообщества изменений в законодательство, активизация деятельности правоохранительных органов позволили снизить остроту проблемы контрафактной продукции". Это, по мнению Д. Якобашвили, открывает новые перспективы для развития российской индустрии и ее вхождения в мировое экономическое сообщество.

Специалисты полагают, что необходима дальнейшая работа по совершенствованию системы защиты интеллектуальной собственности. На фоне сокращения объемов прямых подделок особую остроту приобретают такие проблемы, как продажа товаров до степени смешения схожих с оригинальной продукцией, поступление контрафактной продукции из-за границы. В связи с этим возрастает роль таможенных органов в защите внутреннего российского рынка товаров широкого потребления. Как заявил первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Леонид Лозбенко, "защита прав интеллектуальной собственности становится одним из приоритетов в деятельности ГТК России".

Для решения задач по усилению защиты прав на интеллектуальную собственность Содружеством "РусБренд" и руководством ГТК в июле 2003 г. был намечен комплекс совместных мер, включающий информационный обмен и координирование действий компаний и таможенных органов по выявлению и задержанию контрафактной продукции и "серого" импорта на границах России, проведение совместных обучающих семинаров для сотрудников таможен. Как отметил председатель Комитета по интеллектуальной собственности "РусБренда", генеральный директор компании "Жиллетт" в России Хоссам Ашур (Hossam Ashour), "позитивные примеры взаимодействия компаний и таможенных органов говорят о том, что наше сотрудничество находится на правильном пути. Мы рассчитываем на его дальнейшее развитие и готовы предоставить свой российский и международный опыт для создания эффективной системы защиты прав на товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности на таможенных границах России".